ГЛАВА   I

 

КЛЕЙКИЕ И СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

 

Основными клейкими и связующими веществами, употреблявшимися, или возможно употреблявшимися, в Древнем Египте в качестве скрепляющих материалов, были: альбумин (яичный белок), пчелиный воск, глина, клей, камедь, гипс (обожженный, или алебастр), природ­ная сода (натрон), смола, соль, припой и крахмал, к рас­смотрению которых мы и переходим.

 

Альбумин

 

Альбуминами называются естественные вещества сложного состава, содержащие азот и небольшое коли­чество серы и встречающиеся как в животных, так и в растительных тканях. Из всех альбуминов нам надле­жит рассмотреть здесь только яичный белок. Уже не раз высказывалось предположение о том, что он применялся в качестве клеющего или связующего вещества при из­готовлении древнеегипетских красок. Так, например, Спаррел утверждает1, что имеет доказательства упо­требления яичного белка в росписи гробницы XII дина­стии в Кахуне. В качестве доказательств он приводит следующие факты: 1) на краску не действовала ни го­рячая, ни холодная вода, ни мыло; 2) при нагревании краска обугливалась и издавала запах аммиака; 3) она не растворялась в слабой соляной кислоте, но растворя­лась   в  крепкой.    В   результате   своих  наблюдений   он

 

 

1 F. С. J. S p u г г е 11, Notes on Egyptian Colours, The Archaeolo­gical Journal, LII, Second Series, Vol. II (1895), pp. 222—239.

 

-31-

 

 

 

 

пишет: «Нет никакого сомнения в том, что это белок. Это вещество не может быть ни желатиной, ни какой-либо смолой». Далее он говорит: «Как было обнаружено, свое­образное состояние — особый блеск поверхности камня вокруг некоторых рисунков — было вызвано тем, что когда-то на поверхности, на которых теперь не осталось следов краски, наносился слой альбумина». По его мне­нию, это делалось для того, чтобы заполнить поры в камне. «Несомненно, — утверждает он, — что все иссле­дованные мною краски, обнаружившие эти свойства, были замешаны на яичном белке. Этот способ применялся начи­ная с эпохи Хафры до времен римского завоевания...» Спаррел сообщает также, что он обнаружил яичный бе­лок в некоторых произведениях живописи, относящихся к XVIII династии в Эль-Амарне.

Лори произвел химический анализ связующего веще­ства, употреблявшегося в Древнем Египте для наклады­вания сусального золота на штукатурку (джессо*), и получил положительную реакцию как на азот, так и на серу. Это натолкнуло его на вывод, что в данном случае  связующим веществом был яичный белок1.

В свою очередь Ритчи также произвел анализ свя­зующего вещества, употреблявшегося для накладыва­ния сусального золота на штукатурку (джессо). Спектро­скопическое исследование показало присутствие в нем фосфора, что, по мнению Ритчи, может служить показа­телем применения в данном случае яичного белка2.

Вовсе не отрицая, что яичный белок мог иногда упо­требляться в Древнем Египте в качестве связующего ве­щества, я хочу лишь отметить, что, хотя его применение и вполне вероятно, тем не менее оно еще не доказано. Точное определение наличия альбумина при анализе очень небольших образчиков материала, подвергавше­гося воздействию воздуха в течение сотен и даже тысяч лет, связано с большими трудностями, во-первых, по­тому, что не существует определенной реакции на аль­бумин, и, во-вторых, по той причине, что, если даже аль-

 

 

* Объяснение термина см. на стр. 36. — Прим. ред.

1  А. Р.  Laurie,   (a)  Methods of Testing Minute Quantities of Material from Pictures and Works of Art, Analyst, 58 (1933), p. 468; (b) R.Mond and О. Н. Myers, The Bucheum, pp. 68—69.

2  Частное сообщение;  пробы  для  анализа были  предоставлены мною.

 

-32-

 

 

 

 

 

 

бумин первоначально и имелся, он мог подвергнуться за это время значительным химическим изменениям. От­меченный Спаррелом факт, что проанализированный им материал оказался азотсодержащим органическим ве­ществом, еще не доказывает, что это был альбумин, так как другие клеющие средства также являются азотсо­держащими органическими веществами. Далее, если ка­мень, на котором была выполнена живопись, был, как предполагает Спаррел, предварительно прогрунтован альбумином, то вполне возможно, что обнаруженный им альбумин содержался лишь в грунтовке, а не в крас­ке. Я исследовал очень большое количество образчиков древнеегипетских красок и каждый раз убеждался в том, насколько легко они смываются водой. Поэтому я не могу представить себе, чтобы они были растерты на альбумине; разве только он первоначально входил в их состав, а потом подвергся разрушению и исчез. Далее, вполне вероятно, что не растворявшиеся в воде образ­чики красок, о которых говорит Спаррел, содержали альбумин; но при этом не следует забывать, что вода не оказывает также воздействия на пчелиный воск и на смолу, а оба эти вещества, без сомнения, употреблялись иногда в эпоху XVIII династии при росписи гробниц.

По поводу работы Лори надо сказать, что найденное им азотсодержащее органическое вещество также могло быть не яичным белком, а клеем, так как клей тоже со­держит серу 1

Ритчи считает, что наличие фосфора может служить показателем присутствия альбумина, но не придает этому факту большого значения. И действительно, фосфор мог попасть сюда в виде фосфата кальция, который нередко входит в состав известняка, и, таким образом, мог со­держаться в пробе джессо.

Мне кажется, что должна быть проделана еще боль­шая работа, прежде чем мы сможем считать достаточно доказанным употребление древними египтянами яичного альбумина в качестве связующего вещества. И я наде­юсь, что мои критические замечания послужат лишь на пользу,   а   не   во   вред  делу.    Хотя   домашняя   курица

 

 

1 В современном животном клее присутствие серы может объяс­няться употреблением для обесцвечивания его сернистой кислоты; это исключается в древнем клее.

-33-

 

 

 

 

 

 

появилась в Египте поздно, яичного альбумина было достаточно, поскольку там было множество гусей и уток. Предком же современной домашней курицы была дикая курица, водившаяся в индийских джунглях (Gallus ban-civa) 1.

 

 

Пчелиный воск

 

Существует одно связующее, или клейкое, вещество, употребление которого в Древнем Египте при изготовле­нии красок и для покрытия росписи не вызывает ника­ких сомнений. Это пчелиный воск. Однако, поскольку применение воска носило несколько необычный харак­тер, нам удобнее будет рассмотреть его в разделе о ма­териалах, используемых в живописи2. Пчелиный воск употреблялся также (опять же не как связующее веще­ство) при бальзамировании3, в кораблестроении4, при изготовлении магических фигур5, в бронзолитей«ом деле6 и, в очень позднюю эпоху, для покрытия поверх­ности табличек для письма7. Все эти случаи применения мы рассмотрим отдельно в соответствующих разделах. Здесь же мы ограничимся лишь исследованием приме­нения пчелиного воска в качестве обычного клейкого, или связующего, вещества, так как он весьма широко употреблялся и для этой цели. Он применялся, напри­мер, для заливания крышек сосудов. В гробнице Тутан-хамона было найдено пять алебастровых ваз с залитыми воском крышками8; воск был обнаружен также на не­скольких алебастровых крышках из той же гробницы; сами сосуды не были найдены8. По крайней мере в трех случаях воск был использован для прикрепления сосу­дов к подставкам8. Следы воска имеются также на зад­ней стороне двух уреев8; совершенно очевидно, что и в этом случае он был употреблен в качестве скрепляю­щего вещества. Спаррел обнаружил, что кремневые зубья

 

1  Howard  Carter, An Ostracon depicting a Red Jungle-Fowl, Journal of Egyptian Archaeology, 9 (1923), pp.  1—4.

2  См. стр. 531—532.

3  См.  стр. 464.

4  M. Rostovtzeff, A Large Estate in the Third Century, В. С, p. 123.

5  См. стр. 517.

6  См.  стр.  348.

7  См. стр. 550.

8  Анализы мои.

-34-

 

 

 

 

 

серпа XVIII династии были закреплены в рукояти с помощью воска 1, а Уинлок приводит пример употреб­ления воска, смешанного с толченым известняком, в эпоху Среднего царства, для прикрепления к ручке бритвенного лезвия 2. Воск употреблялся также при за­вивке и плетении кос при изготовлении париков; но об этом мы будем говорить подробнее в разделе о волося­ных изделиях3.

В Древнем Египте, по-видимому, не существовало обычая класть в гробницы пчелиный воск; во всяком случае, нигде не имеется упоминаний о подобных наход­ках. Но в Эль-Амарне кусок пчелиного воска был найден в одном из домов 4.

 

Глина

Употребление глины как скрепляющего раствора в кладке из высушенных на солнце кирпичей будет рас­смотрено в разделе о строительных материалах5.

 

Клей

Клей является одним из древнейших, наиболее из­вестных и надежных скрепляющих веществ, в особенно­сти для дерева. Он извлекается из некоторых животных продуктов, содержащих желатину, например из костей, кож, сухожилий и хрящей. Извлечение производится путем кипячения в воде. Полученный отвар концентри­руется выпариванием и затем разливается в формы, в которых, охлаждаясь, превращается в твердую массу.

В Древнем Египте клеем пользовались для самых разнообразных целей, а именно: а) для склеивания ку­сков дерева между собой и скрепления пластинок чер­ного (эбенового) дерева и слоновой кости в инкруста­циях; Ь) в качестве примеси к мелу при изготовлении штукатурки и шпаклевки; с) вероятно, для приклеива­ния грубого холста к дереву и к штукатурке и для на­кладывания на штукатурку сусального золота; d) он применялся, вероятно, как грунтовочный материал для

 

 

1  F. С. J. S p u г г е 11, Tell el Amarna, W. M. F. Petrie, pp. 37—38.

2  H. E. W i n 1 о с k, The Treasure of El Lahun, pp. 63, 74.

3  См. стр. 77—80.

4  Т. E. P e e t and С. L. W о о 11 e у, The City of Akhenaten, I, p. 25.

5  См. стр.  143.

-35-

 

 

 

 

 

каменных и оштукатуренных поверхностей перед нане­сением на них росписи и, возможно, е) как связующее вещество в  пигментах. Перейдем к рассмотрению каж­дого из этих применений в отдельности.

Когда и для какой цели клей был впервые применен в Египте, не известно, но, по всей вероятности, он упо­треблялся первоначально не для склеивания дерева, по­скольку в гробнице Хетепхерес (IV династия) куски дерева соединены при помощи шипов и иногда стянуты кожаными ремешками 1, на основании чего можно за­ключить, что клей тогда еще не применялся. Но, по­скольку дерево все сгнило, этого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Однако произведенный мною анализ не­скольких образчиков штукатурки из этой гробницы по­казал, что входивший в нее мел содержал некоторое ко­личество органического азотистого вещества, которое могло быть и клеем. Насколько это можно было опреде­лить по незначительному количеству материала, имев­шегося для анализа, никакого другого связующего ве­щества в нем не содержалось, а оно совершенно необ­ходимо для мела, который почти не обладает силой естественного сцепления.

Такого рода штукатурку, то есть состоящую из мела и клея и называемую египтологами «джессо», относя­щуюся ко времени III династии, я обнаружил в ступен­чатой пирамиде в Саккара и в примыкающей к ней большой гробнице Джосера. Она была использована для прикрепления к стенам маленьких синих фаянсо­вых плиток. Слоем такой же, но раскрашенной штука­турки был покрыт один вырезанный из известняка бюст эпохи V династии. Начиная с XVIII династии джессо получает широкое употребление в качестве материала для грунтовки дерева перед нанесением росписи и по­золоты, причем перед золочением на нем часто выдавли­вали барельефный орнамент. Позднее джессо широко применялось для изготовления картонажных масок и саркофагов для мумий, состоящих из слоев холста и джессо, а в еще более позднюю эпоху — из джессо и старых, написанных на папирусах документов впере­межку с холстом или же без холста. Когда джессо на-

 

 

1 G. A. Reisner, Bull. Mus. of Fine Arts, Boston, XXV (1927), Supplement; XXVI  (1928), № 157; XXX  (1932), № 180.

-36-

 

 

 

 

 

носили на дерево, между ним и деревом иногда делали прокладку из грубой ткани (холста). Вероятно, не только холст обрабатывался клеем, чтобы он пристал к дереву с одной стороны и к штукатурке — с другой, но в тех случаях, когда накладывался толстый слой зо­лота, его также прикрепляли с помощью клея 1 . Вопрос о том, употреблялся ли клей, когда золото накладыва­лось в виде тонких листков, остается неразрешенным.

Говард Картер нашел образчик клея XVIII династии в скальной камере над погребальным храмом Хатшеп-сут в Дейр-эль-Бахри. Я исследовал этот клей. Он имел вид отлитого в форме прямоугольного бруска длиною в тринадцать сантиметров, с квадратным поперечным сечением — приблизительно 2 X 2 см. За исключением сильной усушки, он ничем не отличался от современ­ного клея, всем свойствам которого он соответство­вал 2.

В одной из сцен, изображенных на стенах гробницы XVIII династии в Фивах3, по-видимому, показан про­цесс склеивания. Об употреблении клея, очевидно, сви­детельствует и один недатированный остракон, находя­щийся в настоящее время в Лейпциге4.

По словам Спаррела5, желатина употреблялась как связующее вещество в красках во времена IV династии, а Тох считает, что краски в стенной росписи гробницы Пернеба, относящейся ко времени V династии, были за­мешаны на клее или желатине6. Я исследовал большое количество пигментов из образцов древнеегипетской рос­писи, включая стенную живопись, но образчики мате­риалов, которыми я располагал, были слишком малы для сколько-нибудь удовлетворительного определения природы связующего вещества, тем более что специфи­ческой реакции на клей нет. Не следует также забывать, что  присутствие клея  в  краске  еще  не означает,  что

 

 

1   Очень толстые листы прикреплялись золотыми заклепками.

2  A. L u с a s, Appendix II, pp. 166—167; The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, Hovard Carter.

3  P.  E. Newberry. The Life of Bekhmara, PI. XVII.

4  N. de G. D a v i e s, Bull. Met. Mus. of Art, New York, Egyptian Expedition 1916—1919, p. 32. Fig. 22.

5  F. С J. S p u r r e 11, Medum, W. M. F. Petrie, p. 50.

6  M. T о с h,  The Pigments from the Tomb of Perneb, Journal of Industrial and Engineering Chemistry, 1918, p. 118.

-37-

 

 

 

 

 

клей был употреблен как связующее вещество, по­скольку он мог быть использован в качестве грунтовки для заполнения пор в штукатурке, камне или другом материале перед наложением краски.

Брантон упоминает о маленьком расписном деревян­ном ларце V династии с соединениями «в ус» (под углом в 45°), проклеенными «каким-то смолообразным веще­ством, возможно клеем»1. Мейс и Уинлок утверждают2, что исследованный ими жезл XII династии был скреп­лен «леем, а Картер нашел остатки клея, служившего скрепляющим веществом, на шкатулке для туалетных принадлежностей и на игральной доске; оба этих пред­мета относятся к концу Среднего царства или ко II про­межуточному периоду 3. Уинлок пишет 4, что клеем поль­зовались при изготовлении двух саркофагов царицы Меритамон (XVIII династия) и что деревянный ларец из той же гробницы был «небрежно подмазан при по­чинке смесью клея и ила» 5. Клей обнаружен на многих предметах из гробницы Тутаихамона, где он употреб­лялся совершенно так же, как его применяют современ­ные столяры, — для скрепления деревянных частей и для закрепления облицовочного слоя или элементов мо­заики из черного дерева и слоновой кости. Я произвел анализы ряда образчиков шпаклевки из этой же гроб­ницы, шпаклевки, предназначенной для заделки дырок и других изъянов в дереве, и нашел, что она состояла из смеси мела и клея (то есть джессо), окрашенной (в одном случае желтой охрой) либо под цвет дерева, либо под цвет покрывавшей его краски6. Я исследовал также в Каирском музее несколько сот крошечных ушебти *, точно не датированных, но, во всяком случае,

 

1  G. В г u n t о п, Mostagedda, p. 98.

2  А. С. Mace and H. E. Winlock, The Tomb of Senebtisi at Thebes, p. 89.

3  The Earl of Carnarvon and H. Carter, Five Years' Explo­rations at Thebes, pp. 56—57.

4  H. E. Wi nlock, The Tomb of Meryet-Amun at Thebes, pp. 16, 18, 21.

5  H. E. Winlock, op. cit., p. 44.

6  A.  Lucas, op.  cit.,  pp.   166—167.

* Здесь и в нескольких местах далее Лукас пользуется терми­ном «шавабт», в других же случаях употребляет слово «вешебти». Мы везде применяем более привычное в русской литературе сло­во «ушебти». — Прим. перев.

-38-

 

 

 

 

 

 

поздней эпохи, и обнаружил, что они были сформованы из смеси толченого известняка с клеем 1.

 

Камедь

 

В настоящее время камедь получают главным обра­зом из различных видов растущей в Судане акации. Но так как акация растет также и в Египте, где прежде ее было гораздо больше, чем теперь, то можно предпола­гать, что если не вся, то большая часть древнеегипет­ской камеди добывалась на месте. По словам Плиния 2, в его время лучшая камедь привозилась из Египта; од­нако вполне возможно, что она поступала через Египет из Судана.

«Гумми мирры», упоминаемая в древних письменных памятниках3, не была камедью в обычном понимании этого термина; это была пахучая смола, употребляв­шаяся для воскурений. «Ладан из Страны бога» 4 «ла­дан из Пунта»5, «ладан из Генебтиу»6 и другие «ла-даны»7 были, вероятно, подобными же материалами, то есть не гумми, а пахучими смолами, поскольку даже в современной торговой практике многие гумми-смолы по небрежности называют просто «гумми».

Согласно Геродоту8, гумми употреблялась для склеи­вания льняных полотнищ, в которые обертывались му-мии после бальзамирования. В связи с этим он заме­чает, что египтяне пользовались гумми главным образом вместо клея. Гумми была обнаружена и определена на полотнищах двух недатированных мумий Ретте910 и в четырех случаях (все — XX династии) мною. Эллиот Смит пишет11, что «прямо перед лицом мумии Аменхо­тепа III (XVII1 династия) был положен кусок материи,

 

1  Nos. J. 66773—66774.

2  Plin., Nat.  Hist., XVI, 21.

3  J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, II, 288; III,  116.

4  J. H. Breasted, op. cit., IV, 29.

5  Ibid., IV, 29, 31.

6  Ibid., II, 474.

7  Ibid., IV, 378.

8  Herod., II, 86.

9  L.  R e u 11 e r, De l'embaumement avant et apres Jesus-Christ, pp. 52, 96.

to L. Reutter, Sphinx, XVII (1913), p. 113.

11 G. Elliott Smith, The Royal Mummies, p. 48.

-39-

 

 

 

 

 

пропитанный каким-то гуммиобразным веществом»; он упоминает также о «пропитанных гумми полотнищах». Опаррел нашел гумми, которая, по его словам, ока­залась камедью, использованной в качестве связующего вещества в краске во времена XVIII династии 1. По его словам, гумми истлела и остался только рыхлый по­рошкообразный пигмент. Он утверждает также, что2 «в некоторых баночках с краской над слоем краски ока­зался толстый слой гумми. Краска осела на дно и не подверглась воздействию воздуха. Гумми соответство­вала всем обычным свойствам. Гумми была 'применена при написании портретов Эхнатона и маленьких царе­вен. Она была также использована в отдельных местах крашеного мозаичного пола». Лори обнаружил гумми в краске времен XIX династии 2. Возможно, что гумми употреблялась также в качестве связующего вещества для порошкообразных пигментов при изготовлении тех лепешечек краски, которые мы находим на палетках писцов.

Гипс

Древнейшим известным в настоящее время приме­ром использования гипса (обожженного, или алебастра) в качестве связующего вещества является большой ке­рамический сосуд додинастического периода, найденный профессорами Менгином и Амером в Маади, при по­чинке которого был применен гипс. Среди предметов, обнаруженных в гробнице Тутанхамона, имеется также глиняный кувшин, крышка которого была прикреплена гипсом. Анализ вещества в обоих случаях был произве­ден мною.

Как связующее вещество гипс в Древнем Египте упо­треблялся прежде всего для изготовления строительного раствора; другим важным применением гипса было ис­пользование его для изготовления штукатурки, хотя в данном случае он служил не совсем как связующее вещество. Оба эти способа применения будут рассмо­трены нами в разделе о строительных материалах3.

 

 

1  F. С. J. S purr ell, The Archaeological Journal, LII, Second Series, Vol. II  (1896), pp. 222—240.

2  A. P. Laur i e, (a) The Materials of the Painter's Craft, p. 22; (b) The Painter's Methods and Materials, pp. 17, 172.

3  См. стр.  143, 146.

-40-

 

 

 

 

 

 

Для какой бы цели гипс ни употреблялся, он прежде всего должен быть обожжен, так как лишь после пере­жигания и последующего смешивания с водой у него появляются связующие свойства.

 

Натрон (природная сода)

 

Употребление натрона (природной соды) как связую­щего вещества будет рассмотрено в разделе об изготов­лении фаянса 1.

 

Смола

 

Среди употреблявшихся в Древнем Египте связую­щих веществ важное значение имела древесная смола, применение которой восходит еще к неолитическому пе­риоду, когда ею пользовались для закрепления кремне­вых зубьев серпов в рукоятке2. Начиная с этого времени она входит в постоянное употребление. Так, узкогорлый сосуд из гробницы Хемаки (I династия) был запечатан смесью смолы с кварцевым песком3; цемен­тирующий состав из смолы и толченого известняка был обнаружен на диоритовых плитках и смальтовых куби­ках мозаичного пола эпохи III династии в Саккара4; смесь смолы и дробленого алебастра в «виде мелких ку­сочков и порошка была использована как связующее вещество при изготовлении саркофага, относящегося ко времени III династии из Саккара5; смолою были укреп­лены металлические болты гранитного саркофага фа­раона Хафры (IV династия) 6; смесью смолы и толче­ного известняка прикреплена к ручке одна бритва эпохи Среднего царства7, в связи с чем можно напомнить, что и в наши дни во многих цементирующих веществах, ис­пользуемых для закрепления ручек вилок и ножей, главным ингредиентом является смола. Много примеров употребления   смолы   как   связующего   вещества   дает

 

1  См. стр. 262, 282.

2  G. С a t о п - Т h о m p s о п  and  E. W.  Gardner, The Desert Fayum, p. 45.

;l Анализы произведены мною.

4  С. М. Firth and J. E. Q u i b e 11, The Step Pyramid, p.  127. Анализы произведены мною.

5  Пробы отобраны М. Лоэром; анализы их сделаны мною.

6  W. M. F. P e t г i e, The Pyramids and Temples of Gizeh, p. 108.

7   H. E. W i n 1 о с k, The Treasure of Lahun, pp. 63, 74.

-41-

 

 

 

 

 

гробница Тутанхамона1 (XVIII династия). Смола была применена здесь для починки сломанной крышки сар­кофага2; она была обнаружена также на фальцован­ном крае золотого гроба, где она нужна была, очевидно, для того, чтобы закрепить крышку и таким образом обес­печить плотное соединение; смолою были примазаны крышки алебастровых и известняковых сосудов3, ею прикреплена к подставке алебастровая ваза3, смолой прикреплены носики некоторых фаянсовых сосудов для возлияния3 и закреплены на месте куски стеклянной, фаянсовой и каменной мозаики3. Иногда пользовались только одной смолой, но чаще смолу смешивали с тол­ченым известняком. Подобная же смесь была использо­вана при починке находящегося в настоящее время в Каирском музее алебастрового ящика с канопами фа­раона Хоремхеба (XIX династия) 3. Смола была обнару­жена на саркофаге XXVI династии из Саккара, где она служила для прикрепления крышки4. Я нашел также следы смолы между краем ящика и крышкой одного исследованного мною гроба, но в настоящее время они стерлись4.

Когда древние египтяне пользовались смолой или смолистой смесью для укрепления на месте кусков мо­заики, они для усиления эффекта подкрашивали связую­щую массу в цвет мозаики; для синих кусков употреб­лялась синяя мастика, для красных — красная и т. д. Элементы мозаики из прозрачного кварца или прозрач­ного кальцита укреплялись на месте при помощи крас­ной мастики, что значительно улучшало вид камня и придавало ему сходство с сердоликом. Иногда смолой пользовались как строительным раствором5.

Другое применение смолы, смолы и толченого извест­няка, а также смолы и битого кварца будет рассмотрено в разделе о бальзамировании6.

 

 

1   A. Lucas, Appendix II, p.  167. The Tomb of Tut-ankh-Amen, II, H. Carter.

2  В моем первоначальном отчете вещество определено как гипс; но пробы   были   отобраны не мною, и, вероятно, здесь   произошла какая-то ошибка; последнюю пробу отобрал я сам, и оказалось, что вещество состоит из смеси смолы и толченого известняка.

3  Анализы произведены мною.

4  Пробы  были   отобраны   К.  М.   Фертом   и   проанализированы мною.

6 См.   стр.   144.

6 См.   стр.   486—498.

-42-

 

 

 

 

 

 

Припой

 

Припоем называется связующий материал, употреб­ляющийся для соединения между собой кусков металла. Им может быть такой металл или сплав, температура плавления которого «иже точки плавления металла или металлов, которые он соединяет. Примеры употребления припоя в древности приводятся в главе о металлах 1.

 

Крахмал

 

По словам Плиния2, египтяне пользовались крахма­лом при изготовлении папируса. Крахмал получали из лучшей мелкоразмолотой пшеничной муки, заваренной кипятком. При изготовлении небольших листов папи­руса из свежесобранного материала достаточно было его собственного сока, служившего в качестве связую­щего вещества3, но для склеивания небольших листов в свиток нужно было какое-то дополнительное связую­щее вещество, и, по-видимому, для этой цели и употреб­лялся крахмал. Однако ни на папирусах, ни на каком-либо другом древнеегипетском материале мы не находим следов вещества, которое можно было бы определить как крахмал.

 

Соль

 

Употребление соли как связующего вещества рассма­тривается в разделе о фаянсе4.

 

Вещества неустановленного состава

 

Существует несколько древних связующих веществ, которые до сих пор недостаточно исследованы и состав которых все еще не известен. Так, например, еще не определен состав мастики, употребленной для прикрепле­ния кремневых вкладышей для серпов и наконечников стрел из гробницы Хемаки (I династия) в Саккара. В каждом случае   цементирующее   вещество   содержит

 

1  См. стр. 340.

2  Plin, Nat. Hist., XIII, 26.

3  См. стр.  235.

4  См. стр. 288.

-43-

 

 

 

 

 

очень много карбоната кальция (в одном образчике — 44%) и какое-то органическое вещество, природу кото­рого определить не удалось ввиду слишком малого ко­личества полученного для анализа материала. Далее, часть штукатурки и строительного раствора III, IV и XVIII династий 1 состоит в основном из карбоната каль­ция и не содержит никакого связующего вещества, кото­рое можно было бы определить, хотя в некоторых слу­чаях имеется небольшой процент глины, органического вещества или гипса. Последний (гипс) вряд ли играет роль связующего вещества, так как нет никаких при­знаков того, что он был обожжен, а необожженный гипс инертен2. Этот вопрос был рассмотрен д-ром Дж. У. Мэтьюзом и профессорами Брэмуэллом и Бриско, которые предполагают, что связующие свойства могли быть получены путем растворения в воде содер­жащегося в гипсе кальцита и его последующей кристал­лизации после высыхания или путем слабого прокалива­ния вещества, содержащего небольшой процент глины. Что касается штукатурки, то не надо забывать, что основа (глина или пористый известняк), на которую на­носится штукатурка, может, если слой штукатурки тонок, сама удержать его, играя роль связующего вещества. Почти всякое вещество, даже совершенно инертный кварц, в достаточно мелко истолченном и смоченном состоянии обладает хотя бы небольшой силой сцеп­ления, но по высыхании частицы его распадаются; от­сюда вывод, что измельчение не решает проблемы, да и материал в этом случае не был мелко истолчен.

 

 

1  См. стр.  146.

2  См. стр.  148.

3  R.   Mond   and   О.   Н.   М у е г s,   Cemeteries   of   Armant.   I, pp. 122—130.

-44-

 

 



В начало
Следующая глава
Предыдущая глава


Copyleft MTV-2005


Хостинг от uCoz