ГЛАВА    IV

 

БУСЫ

 

Обычай носить бусы восходит в Египте к неолитиче­скому периоду (12 000—7000 лет тому назад). Древней­шие бусы сохраняют естественную форму тех мелких предметов, из которых они сделаны: кости, гальки, се­мян, раковин и зубов; если в этих предметах не имелось отверстия, его просверливали. Бусы носили на шее, на руках, на щиколотках и в виде поясов.

Возможно, что иногда перечисленные предметы упо­треблялись только как украшения, но чаще они играли роль амулетов. Поэтому древнейшие бусы, в сущности, представляли собою подвески-амулеты, но именно от них позднее произошли искусственные бусы. Синие бусы до сих пор можно видеть в Египте в качестве амулетов на детях, лошадях, ослах и даже на автомашинах.

Громадное количество бус, находимое нами в гроб­ницах всех периодов, свидетельствует о том, что они представляли в Древнем Египте большую ценность. Их ноcили не только женщины, но и мужчины. Бусы изго­товлялись из самого разнообразного материала, как естественного, так и искусственного, включая кость, фаянс, синюю фритту, стекло, глазурованный кварц и стеатит, слоновую кость, металл (золото, серебро, элек­трон, медь), скорлупу страусовых яиц, смолу, камень (обычно окрашенный), солому и дерево (иногда позо­лоченное).

«Высокое мастерство в изготовлении бус, — писала К. Р.  Уильямс1, — является  одним  из самых  больших

 

1 С.   R.   Williams,   Gold   and   Silver   Jewelry   and   Related Objects, p. 9.

-90-

 

 

вкладов Египта в развитие древнего ювелирного искус­ства. Не было другого народа, который бы так ценил бусы и проявлял столько искусства и изобретательности в их подборе, как древние египтяне. По сравнению с еги­петскими изделиями из бус современные бисерные су­мочки выглядят безвкусными, и даже нынешние оже­релья, сделанные из лучшего материала, обычно усту­пают египетским по красоте и сложности рисунка. Только в Египте цветовые сочетания и сложное перепле­тение бус из драгоценных материалов достигли такой высокой степени искусства».

Картер и Мейс пишут1, что египтяне «были страст­ными любителями бус и вовсе не удивительно найти на одной мумии целый набор, состоящий из нескольких ожерелий, двух-трех колье, одного-двух поясов и полного комплекта браслетов для рук и ног. На такой убор шло несколько тысяч бус». Брайтон нашел на трех мужских костяках бадарийского периода «массу бус, в несколько рядов обвивавших их талии» 2.

В гробнице Тутанхамона (XVIII династия) были най­дены тысячи различных бус из кальцита, сердолика, цветного фаянса, золота, зеленого толевого шпата, не­прозрачного цветного стекла, лазурита (только несколько штук, преимущественно крупные), темно-красной смолы (тоже только несколько, и все крупные) и позо­лоченного дерева. Они были найдены в виде ожерелий, нагрудных украшений, в браслетах и серьгах, на оде­ждах, на паре маленьких сандалий и на трех табуретах.

По этому вопросу имеется обширный, хотя и раз­бросанный материал с описанием древних способов из­готовления бус; эти публикации будут цитироваться в ходе дальнейшего изложения.

 

 

Бусы из камня

 

Рейснер дает следующее описание метода изготовле­ния каменных бус, найденных в Керма в Судане, где в     эпоху     XII     династии     существовала     египетская

 

 

1   Howard   Carter and А. С. Mace, The Tomb of Tut-ankh-Amen, I, p. 159.

2   G.   Brunton  and  G.  Caton-Thompson, The  Badarian Civilisation, pp. 27—28

-91-

 

 

 

 

колония1: «Естественные кристаллы и гальку разбивали на небольшие куски. Затем  подходящим кусочкам прида­вали грубую форму путем «прокатывания их между двумя камнями или обтачивания... Получившие нужную форму куски потом шлифовались до полной гладкости. В результате этого процесса на округлой поверхности часто оставались едва заметные уплощения, что можно видеть на многих готовых бусах. Некоторые мелкие гла­зурованные бусы из 'кристаллических пород камня, по-видимому, совсем не шлифовали, а, просверлив отвер­стие, покрывали глазурью прямо по грубо обточенной поверхности. Полированные бусы просверливали после шлифовки, но до полировки и покрытия глазурью... Про­сверливание велось либо в одном направлении, либо с двух противоположных сторон... Если сверление, нача­тое с одного конца, оказывалось неудачным вследствие косого положения или отклонения сверла, то бусину про­должали сверлить с противоположной стороны на­встречу первому отверстию. Сверло обычно имело от 1 до 2 мм в диаметре (отверстие при сверлении получа­лось несколько шире) и не менее 14 мм в длину. Пред­полагается, что такие отверстия просверливались мед­ным сверлом или твердым стеблем какого-то растения при помощи наждачного порошка, и, по-видимому, именно таким способом пользовались в Керма. Под но­мером Su. 277 числится палочка какого-то вещества, напоминающего наждак, из которого, возможно, и по­лучали необходимый для сверления абразивный поро­шок. Там же были найдены два бронзовых наконеч­ника... один из которых, несомненно, был сверлом, и три других инструмента, похожих на сверла, два из ко­торых имели деревянные ручки... Я предполагаю, что сверление производилось смычковой дрелью, хорошо известной египетским ремесленникам с раннединастиче-ского периода. После просверливания бусину шлифовали и иногда покрывали глазурью. У глазурованных бусин мы обычно находим глазурь, затекшую в отверстие; это свидетельствует о том, что их, подобно фаянсовым бу­сам, окунали в особую массу. Поскольку отверстия в каменных бусах были больше, чем в фаянсовых, а масса, в  которую их окунали, — стекловидна,  глазурь  прони-

 

1 G, A. R e i s n е г, Kerma, pp. 93—94

-92-

 

 

 

 

кала в отверстия, чего мы не наблюдаем в фаянсовых бусах».

Очень жаль, что наждакообразный материал, найден­ный Рейснером, не подвергся анализу. Часто приходится слышать, что в Древнем Египте в качестве абразива употреблялся наждак, но это не было доказано и вообще маловероятно. Если только где-нибудь в Судане близ Керма не имеется месторождения наждака, о чем нет никаких свидетельств, то, если он и применялся, его должны были привозить с греческих островов, поскольку в Египте его никогда не было. Предположение, что его ввозили в Судан из Средиземноморья, настолько неве­роятно, что может быть полностью исключено. Кроме того, едва ли египтяне нуждались в наждаке, так как в Египте очень много кварцевого песка, а мелкий квар­цевый песок годится даже для шлифовки кварца — самой твердой из всех пород камней, которые обраба­тывали египтяне; он уступает по твердости лишь бе­риллу, но берилл употреблялся уже в более позднее время, и для его шлифовки вполне могли использовать его же собственную пыль1.

В Гиераконполе, близ Эль-Каба в Верхнем Египте, «было найдено огромное количество очень мелких за­остренных кремневых орудий; тут же было обнаружено много битого сердолика; некоторые куски были обте­саны и имели форму заготовок для бусин, из которых одна или две носили следы начала сверления; вместе с ними были найдены осколки аметиста и горного хру­сталя и одна или две пластинки зеленовато-черного об­сидиана. Известны и другие случаи находок большого количества таких же мелких заостренных кремневых орудий вместе с материалами для изготовления бус... Эти кремневые остроконечники были, по-видимому, сверлами, при помощи которых делались отверстия в бусинах из сердолика, аметиста и других мате­риалов, но как происходило это сверление — не ясно»2.

Новейшее описание техники изготовления каменных бус    принадлежит   Майерсу,    работавшему    над    этим

 

 

1   См. стр.   141.

2  J. Е. Q u i b е 11 and F. W. G г е е n, Hierakonpolis, II, p. 12.

-93-

 

 

 

вопросом вместе с Гартом1. Майерс отмечает, что «пер­вой операцией при изготовлении бус из твердых пород камня было оббивание или обтесывание для придания заготовке приблизительной формы бусины». После этого бусы подвергались окончательной отделке. Их шлифо­вали либо путем трения каждой бусины о плоскую по­верхность, либо «в специальных желобках, прорезанных в твердом крупнозернистом камне, обычно кварците». Последний способ применялся к цилиндрическим бусам и, возможно, также к дисковидным бусам, нанизанным по нескольку штук на одну ось. Для шлифовки бус при­менялся также метод «обтачивания». Это делалось, по-видимому, следующим образом: «Бусину прикрепляли к концу ручки сверла и затем обтачивали в деревянной чашке или углублении (или о плоскую поверхность) путем обычного вращения ручки, конечно, с прибавле­нием абразивного  вещества». Майерс предполагает, что сверло, которое он предпочитает называть «lap»2, изго­товлялось из кремня или меди (в последнем случае оно могло быть сплошным или трубчатым) и что роль абра­зивного вещества играли мельчайшие отходы от самих бусин. Однако в одном случае в отверстии стеатитовой бусины был найден мелко измельченный кремень, или шерт3.

В Каирском музее4 хранятся найденные в Митра-хинэ 152 грубо обтесанных шарика из сердолика (не­датированные). Это, несомненно, заготовки для бус из естественной сердоликовой гальки, в изобилии встречаю­щейся в Египте; но эти бусы так и остались неотделан­ными и не просверленными. Они имеют приблизи­тельно от шести до двенадцати миллиметров в диа­метре.

В ряде гробниц XVIII династии в фиванском некро­поле изображено сверление бус при  помощи лучковой

 

1  R. М о n d and О. Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, pp. 74—79.

2   С моей точки зрения, это название не очень удачно, так как термин «lap» обычно обозначает либо свинцовый цилиндр для поли­ровки с помощью наждака и масла внутренней поверхности стволов огнестрельных орудий, либо вращающийся на станке полировочный диск.

4 R. Mond and О. Н. Myers, op. cit., p. 93. * Музейный номер J. 46778.

-94-

 

 

 

 

Дрели1, а в гробнице VI династии в Гебрави изобра­жено сверление кусочков сердолика, но уже другим спо­собом 2.

В Каирском музее имеется партия мельчайших бисе­ринок эпохи Среднего царства, сделанных из сердолика, лазурита и бирюзы, диаметром от 0,58 до 0,64 мм. По данным Вернье, средний диаметр в двух группах этих бисеринок равен 0,70 и 0,77 мм3. Каким образом они были просверлены — не известно. Бисеринки такой же величины найдены в Индии и в Месопотамии.

Маккей недавно нашел в Чанху-даро в Индии остатки мастерской по изготовлению бус; здесь было и сырье в виде агата и сердолика, и шертовые сверла, и гото­вые и неотделанные бусы. Все это он подробно описы­вает 4.

Бек5 говорит о некоторых месопотамских бусах: «Отверстия в них просверливались при помощи вра­щающегося полого сверла. Нужно также отметить, что сверление производилось с одного конца, в результате чего в месте выхода сверла с противоположной стороны нередко можно видеть довольно большой откол».

Бусы из раковин

Мы уже говорили о цельных морских и пресновод­ных раковинах, которые египтяне просверливали и на­низывали как бусы; но помимо этого, они вырезали из раковин маленькие кольцеобразные и дисковидные бусы. Такие же бусы они делали из скорлупы страусовых яиц.

 

1   P. E.  Newberry, The Life of  Rekhmara, p. 36, PI.  XVII; N. de G. D a vies (a), The Tomb of Two Sculptors at Thebes, p. 63, PI. XI; (b) The Tomb of Puyemre at Thebes, p. 75; Pis. XXIII, XXVII;

(c)   The Tomb of Two officials of Tuthmosis the Fourth, p. 11, PI. X;

(d)   Bull. Met. Mus. of Art, New York, Egyptian Exped. 1918—1920, p. 38, Fig. 9  (Фивы, гробница № 75).

2  N. de G. D a v i e s, The Rock Tombs of Dier el Gabrawi, I, p. 20; PI. XIII.

3  E Vernier,  Bijoux  et  Orfevreries,  № 52825—52826.

4   E. Mack ay, (a) Bead Making in Ancient Sind, Journal of the American Oriental Society, 57 (без даты, но, по-видимому, 1937 год), pp.   I—15;   (b)   Excavations  at  Chanhu-daro,  Journal of  the Royal Society  of  Arts,   LXXXV   (19(37),   pp.  527—545;   (c)   The  Illustrated London News, 14 November, 1936, p. 864.

5  H. С. В е с k, Notes on Glazed Stones, Part I, Ancient Egypt and the East. 1965, p. 26.

-95-

 

 

 

 

И в том и в другом случае форма предопределялась характером материала, и оба сорта бус не всегда легко отличить друг от друга. Производство таких бус восхо­дит еще к эпохе неолита. Рейснер дает следующее опи­сание1 способа их изготовления: прежде всего раковину разбивали на кусочки удобной для обработки величины, которым придавали грубую форму, оббивая их по краям, для чего, возможно, употреблялось каменное лезвие; затем в каждой бусине просверливалось отверстие, при­чем сверление велось с двух сторон при помощи тупого сверла; наконец края бусин отшлифовывали до полной гладкости, вероятно, в нанизанном виде. В эпоху XVIII династии эти дисковидные бусы совершенно вышли из употребления, уступив место бусам такой же формы, но сделанным из фаянса. Так, например, в гробнице Тутан-хамона, где были найдены тысячи бус, не было ни одной бусины из раковины. Однако в эпоху XIX династии бусы из раковин начинают вновь входить в употребление, и мы находим их даже в гробницах XXII династии.

 

Фаянсовые бусы

 

В Египте первые фаянсовые бусы датируются додина-стическим периодом. Вот что говорит Рейснер по поводу фаянсовых бус, найденных в Керма2: «У большей части бус прямые гладкие отверстия для нанизывания, причем внутренняя поверхность этих отверстий не изменила или почти не изменила свой цвет. Догадка профессора Петри о том, что бусы формовались на нитках, которые выго­рали при обжиге, без сомнения, верна; но изготовлялись ли они на нитке или на какой-нибудь другой оси, совер­шенно очевидна правильность предположения относи­тельно способа формовки дисковидных, кольцеобразных и трубчатых бус, высказанного впервые, если я не оши­баюсь, все тем же профессором Петри. На ось наносили слой фаянсовой пасты толщиной 1—5 мм, в зависимости от величины и типа изготовляемых бус, после чего ось, вероятно, прокатывали по доске. Образовавшийся длин­ный цилиндр в еще сыром состоянии делили ножом на отрезки; короткие — для кольцеобразных и дисковидных

 

1  G. A. R e i s n е г, Kerma, p. 94.

2  G. A. Reisner, op. cit., pp. 91—92.

-96-

 

 

 

 

и длинные — для трубчатых бус. После этого заготовки сушились и обжигались на той же оси. Вероятно, таким же способом, то есть путем покрытия оси слоем пасты и разделения пасты на отрезки, изготовлялись и другие бу­сы — боченкообразные, подвески и бусы в форме шари­ков. Каждому отрезку можно было придавать пальцами желаемую форму и обрезать с концов, вокруг оси, ножом. Концы трубчатых бус явно подрезаны, и небольшие упло­щения вокруг обоих концов отверстия почти у всех шаро­образных бус, без сомнения, также являются результатом подрезания ножом. Бусы-амулеты, вероятно, также изго­товлялись на оси, но в этом случае слой фаянсовой пасты был толще и ему придавали форму бруска с прямоуголь­ным поперечным сечением. Это делалось очень просто: путем прижимания налепленной на ось пасты к доске или к какому-нибудь другому твердому предмету с плоской поверхностью. Затем концы подрезались и детали доде-лывались ножом».

«Некоторые из более крупных шарообразных бус не изготовлялись на оси, а прокалывались. Наиболее харак­терным образцом применения такой техники является раз­битая фаянсовая бусина... которая была проколота, когда паста была еще мягкой, при помощи тонкого острия сна­чала с одной, а потом с другой стороны. Для этой цели могли пользоваться куском тупой негнущейся проволоки или даже костяным или бронзовым шилом».

«Я предполагаю... что некоторые бусы подвергались первому обжигу еще на оси; во-первых, потому, что обра­щаться с такими мелкими хрупкими предметами гораздо удобнее, когда они надеты на ось, а во-вторых, следует принять во внимание тот факт, что в некоторых бусинах внутренняя поверхность отверстий слегка опалена. Что касается покрытия бус синей глазурью, то единственным явно практичным методом было погружение их в соответ­ствующий раствор. Глазурь покрывает концы бус, не про­никая в отверстия; но отсюда еще не следует делать вы­вод, что бусы перед погружением в раствор вновь нани­зывались на нить, так как жидкость с трудом проникает в такие маленькие отверстия. Правда, глазурь проникала в отверстия хрустальных бус, но эти отверстия были шире и они были проделаны в стекловидном материале. После нанесения глазури следовал второй обжиг. Характерно, что у шаровидных бус с одной стороны  всегда имеется

-97-

 

 

 

 

 пятно, а у трубчатых продольная полоска, так как в этом месте глазурь покрывает основу недостаточно толстым слоем; но ни одна бусина не имеет подобных следов ка­кого-то соприкосновения на концах вокруг отверстия для нанизывания. Эти следы соприкосновения легче всего объ­яснить тем, что бусы глазуровались на противнях или на поде печи. Однако на многих бусинах нет никаких сле­дов от соприкосновения, и мне не ясно, как их обжигали. Возможно, что иногда такие изъяны устранялись шли­фовкой. В одном случае мелкие кольцеобразные бусы были найдены в виде целых скоплений, образующих не­правильной формы гроздья, что произошло вследствие сплавления глазури отдельных бусин между собой. От­сюда можно предположить, что эта партия была обожже­на навалом в одной печи; но, разумеется, это не был обычный метод».

«Кольцеобразные бусинки часто выглядят так, как будто они сделаны почти целиком из одной цветной гла­зури и имеют внутри лишь тонкое колечко непрозрач­ной или даже белесоватой сердцевины. Возможно, что при изготовлении этих бус на ось наносился а) очень тонкий слой пасты или b) толстый слой одной цветной глазуро-вочной смеси и бусы обжигались только один раз. Но возможно, что кольцеобразные бусинки изготовлялись обычным путем, однако вследствие их малых размеров сердцевины их подвергались большему воздействию огня и сплавлялись во время обжига с глазурью, чего не про­исходит с большими бусами».

Петри пишет1, что фаянсовые бусы из Навкратиса «обычно изготовлялись на нитке и подсушивались, после чего нить выжигали; затем их окунали в жидкую глазурь и подвергали обжигу. В более древние периоды малень­кие бусы, нанизанные на нитку, катали между большим и указательным пальцами, чтобы придать им заостренную с обоих концов форму, как у зерен хлебных злаков».

Описания методов изготовления фаянсовых бус2, а также различных приемов их орнаментации3 имеются в работах Бека.

 

1   W. М. F. Petrie, Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 119.

2  H. С Beck, Report on Qau and Badari  Beads; Qau and Ba-dari II, Q. В run ton, pp. 22—25.

3  H.  С  Beck,  Classification   and  Nomenclature of  Beads   and Pendants, pp. 69—70.

-98-

 

 

 

 

 

Стеклянные бусы

 

Некоторые ученые утверждают, что стеклянные бусы были известны в Египте еще в додинастический период, однако эти утверждения не обоснованы. Лишь начиная с V династии мы находим уже неоспоримые доказатель­ства производства стеклянных бус.

Вот что говорит Петри о способе изготовления сте­клянных бус 1: «Обычный способ изготовления бус заклю­чался в обвивании тонкой вытянутой стеклянной нити во­круг проволоки. Найдены такие куски проволоки с сохра­нившимися на них бусинами... Многие бусины не удались и остались в виде спиралей, потому что конец .стеклянной нити не был прочно присоединен к корпусу бусины. Эти спирали имеют штопорообразную форму... Некоторые плоские бусы делались следующим образом: стеклянную нить наматывали на проволоку в виде длинной бусины, затем эту бусину сплющивали и разрезали поперек на куски. В прозрачной структуре стекла бусин-подвесок ясно видны спиральные витки образующей бусину нити. На концах каждой бусины этой эпохи мы находим более или менее заметный маленький заостренный выступ в ме­сте отрыва стеклянной нити. Напротив, все стеклянные бусы коптского периода изготовлялись из вытянутой сте­клянной трубки, на что указывают удлиненные пузырьки воздуха в стекле; трубку после вытягивания прокатывали под поставленным поперек нее лезвием ножа, в резуль­тате чего на ней образовывались насечки, по которым ее разламывали на отдельные бусины».

Ниже Петри пишет2: «Раннее стекло характеризуется поперечными спиральными линиями. Стекло римской эпохи все вытянуто, и линии и бороздки в нем располо­жены в продольном направлении...» И далее 2: «Стеклян­ную нить наматывали на горячую медную проволоку с се­чением, равным диаметру отверстий бус. Когда проволока была до конца покрыта стеклянной спиралью и украшена цветным узором, ее охлаждали и вынимали. На концах каждой бусины в месте облома стеклянной нити можно видеть маленькую точку».

 

1 V/. М. F. Petrie, Tell el Amarna, p. 27.

2W.M. F. Petrie, Arts and Crafts of Ancient Egypt, pp. 121,125,

-99-

 

 

 

 

 

Бек описывает 1 четыре основных метода изготовления древних стеклянных бус; если не все, то почти все эти ме­тоды применялись в Египте. Рассмотрим их:

1.  Бусы, обвитые вокруг проволоки. «Тонкую стеклян­ную палочку, разогретую до консистенции карамели, об­матывали   вокруг   проволоки.   В   процессе  обматывания стекло вытягивалось в нить, и часто на бусах мы нахо­дим выступ в месте отлома этой нити. Но, если бусину подвергали  повторному   нагреванию   в   целях нанесения орнамента, что практиковалось довольно часто, этот вы­ступ обычно исчезал». Это тот же самый метод, который описывает Петри.

2.  Бусы, нарезанные из трубок (рубленые бусы). «Для изготовления этих бус стеклу придавали форму трубки или прута (так называемая тростина). Иногда тростины делались из одноцветного стекла, иногда же из стекла разных цветов, образовывавших узор».

«Для изготовления бус выбиралась обычно трубчатая тростина нужного диаметра, и от нее отрезали кусочки нужного размера. Часто этим и ограничивались, и бусину больше не отделывали. Но иногда бусы шлифовались или подвергались повторному нагреванию».

«Метод изготовления трубчатых тростин представляет некоторый интерес... На стекольном заводе в Эль-Амарне (XVIII династия) были найдены маленькие стеклянные трубки. Исследование осколков этих трубок позволило мне проследить метод их изготовления. Бралась полоска стекла значительной толщины и достаточно широкая, что­бы ею можно было обернуть проволоку. Пока стекло со­храняло пластичность, полоску сгибали вдоль и оберты­вали ею проволоку, после чего края полоски сплавляли, чтобы образовалась трубка. Иногда трубки разогревались вторично и вытягивались в тонкие трубчатые прутья, по­добные найденным в Эль-Амарне. Отломанные от прутьев кусочки образуют длинные цилиндрические бусы. В мо­гиле Нового царства в Абидосе было найдено ожерелье, целиком состоящее из таких наломанных трубчатых бус». Петри относит такие бусы к коптскому периоду.

3.  Согнутые бусы. Если тростину, сделанную из обер­нутой вокруг проволоки полоски стекла, не вытягивали

 

1 Н. С. Beck, Classification and Nomenclature of Beads and Pen­dants, pp. 60—69.

-100-

 

 

 

 

 

в тонкую трубочку, а просто нарезали на бусы, которым потом шлифованием придавалась нужная форма, то полу­ченные таким образом бусы называли «согнутыми». «Со­гнутые» бусы изготовлялись также и несколькими дру­гими способами. Вот один из них: бралась небольшая толстая полоска стекла, приблизительно равная по длине окружности будущей бусины, а по ширине — ее длине. Эту полоску огибали вокруг прута, концы ее соединялись и сплавлялись. Второй способ несколько отличается от первого: брали полоску стекла приблизительно такой же формы и, пока она еще сохраняла пластичность, через середину ее протыкали прут перпендикулярно к ее по­верхности; затем оба конца полоски загибались вверх до соединения их вокруг прута.

4. Двухполосный метод. «По этому методу брали две полоски стекла и накладывали друг на друга, поместив между ними прут. После этого их сжимали вместе и на­резали кусками, длина которых соответствовала диаметру бус. Бусам придавали округлую форму путем сжимания, пока стекло еще сохраняло пластичность».

Бек дает также описание формованных и дутых бус (последние появились только в римский период) и раз­бирает различные методы орнаментации стеклянных бус.

-101-

 



В начало
Следующая глава
Предыдущая глава


Copyleft MTV-2005


Хостинг от uCoz