ГЛАВА    VI

 

КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, АРОМАТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И БЛАГОВОННЫЕ КУРЕНИЯ

 

Косметические средства

 

Косметика так же стара, как человеческое тщесла­вие. В Египте употребление косметических средств может быть прослежено почти от того самого периода, от кото­рого сохранились древнейшие погребения, и до наших дней.

В число древнеегипетских косметических средств вхо­дят краски для подведения глаз, румяна и различные масла и твердые жиры (умащения), к рассмотрению которых мы и переходим.

 

Краски для подведения глаз

 

Наиболее распространенными красками для подведе­ния глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцо­вый блеск (темно-серая свинцовая руда). Первая появи­лась раньше, но постепенно была в значительной степени вытеснена второй, которая и стала в Египте ос­новной краской для подведения глаз. И малахит и свин­цовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сы­рого материала, в виде пятен на палетках и камнях, на которых их растирали перед употреблением, и в виде го­тового препарата (коль). Коль представляет собой либо компактную массу мелко истолченного материала, пре­вращенного в пасту (в настоящее время совершенно вы­сохшую), либо порошок, который встречается чаще, чем паста.   Малахит   употреблялся   начиная   с   тасийского,

 

-149-

 

 

 

бадарийского и додинастического периодов 1,2,3,4  по мень­шей мере до периода XIX династии5. Что же касается свинцового блеска, то мы имеем один образчик, относя­щийся к бадарийскому периоду6, но в широкое употреб­ление он вошел несколько позже 4,7,8 и применялся вплоть до коптского периода 5.

Малахит и свинцовый блеск часто клали в могилы в непереработанном виде в маленьких холщовых или ко­жаных мешочках. Готовые же краски встречаются в ра­ковинах 9, в трубочках из пустотелого камыша, заверну­тыми в листья растений, и в маленьких сосудах, имею­щих иногда форму камыша.

Когда коль встречается в виде твердой массы, он ча­сто имеет признаки усушки10,11 и иногда на нем видны отпечатки внутренней поверхности сосуда 12, из чего ясно, что первоначально он был пастой, которая впоследствии высохла. До сих пор не удалось определить, на чем за­мешивался этот мелко истолченный порошок, хотя отсут­ствие в пасте жирового вещества наводит на мысль, что это была вода или камедь с водой. Однако какое-то жир­ное вещество могло применяться при нанесении коля на лицо.

Состав древнеегипетского коля описан несколькими исследователями. Видеманн 13 опирается на анализы, сделанные Фишером; Флоранс и Лоре 14 приводят резуль­таты анализов того же Фишера и подробные данные о нескольких более ранних, а также о двух собственных

 

1  G. В г u n t о п, Mostagedda, p. 30.

2  G. Brunton, Qau and Badari, I, p. 63.

3G.   Brunton   and   G.   Caton-Thompson,  The  Badariai. Civilisation, pp. 31, 41, 85—87, 99, 102, 103, 109.

4  W. M. F. P e t r i e, Prehistoric Egypt, p. 43.

5  A.    Wiedemann,    Varieties   of   Ancient   Kohl,   in   Medum; W. M. F. P e t r i e, pp. 42, 43.

6  G. Brunton, Mostagedda, pp. 54, 57.

7  G. Brunton, Qau and Badari, I, pp. 13, 31, 63, 70.

8  R. Mond and О. Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, p. 12.

9  В раковинах держали не только краски для подведения глаз, но и другие пигменты.

10  A. Wiedemann, op. cit., p. 42.

11  Это особенно заметно на сухих пастах в раковинах.

12  A. Wiedemann, op. cit., p. 42.

13  A. Wiedemann. op. cit., pp. 41—44.

14  A. Florence   and V.  Loret, Le collyre noir et le collyre vert, in Fouilles a Dahchour, J. de Morgan,  1895, pp.  153—164.

 

 

-150-

 

 

 

 

анализах. Барту1 исследовал образцы предполагаемого коля. Я также анализировал большое количество образ­цов; результаты некоторых моих анализов опублико­ваны 2,3.

Если не считать анализов Барту, о которых мы будем говорить отдельно, результаты всех перечисленных ана­лизов показали, что в 40 случаях из 61 4 (приблизительно 65,5%) материалом для коля служил свинцовый блеск. В остальных случаях это был карбонат свинца5 (2); черная окись меди (1); коричневая охра6 (5); магнит­ная окись железа7 (1); окись марганца8 (6); сульфид сурьмы9 (1); малахит10 (4) и зеленовато-синяя медная руда — хризоколла  (1).

Как мы видим, только один из образцов представлял собою соединение сурьмы. Следы соединений сурьмы, явно носивших характер случайных примесей, обнару­жены еще лишь в трех образцах. Поэтому распростра­ненное мнение, что, за исключением случаев изготовле­ния его из зеленого малахита или хризоколлы, египет­ский коль всегда состоял из соединений сурьмы или, во всяком случае, содержал в каком-то виде сурьму, не­верно. Поэтому называть коль stibium (старолатинокое название сульфида сурьмы, перенесенное впоследствии на   металл) — значит   только   вводить   в   заблуждение.

 

1  J.  Barthoux, Les fards,  pommades et couleurs  dans l'anti-quite,   Congres   Int.   de   Geog.,   Le  Caire,   Avril    1925,   IV   (1926), pp. 251—256.

2  Q.  В run ton, Qau and  Badari, I, p. 70.

3  J. E. Quibell, Annales du Service, II   (1901), p.   143.

4  Два со следами сульфида сурьмы и пять — углерода.

5  Один  со следами  сульфида  сурьмы.

6  Майерс   (О.  Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, pp.  12,  141) сообщает о  находке в одной  додинастической  гробнице лимонита, употреблявшегося как косметическое средство.    Коричневая и жел­тая охры, в сущности, представляют собою различные виды смеси лимонита с глиной.

7  Уинлок  (Н. Е. Winlock, The Treasure of El-Lahun, p. 67) публи­кует результаты сделанного Коппом анализа образца коля, который состоял из черной окиси железа и глинистого вещества.

8  Департамент  древностей  обнаружил  окись марганца  и свин­цовый блеск эпохи XI династии в Ком эль-Хисне (Дельта); я иссле­довал оба этих вещества.

9  XIX династия.

10  Один  образец был смешан со смолой,  но  Флоранс  и Лоре (A. Florence and V. Loret, op. cit., p. 161) считают, что это был какой-то лекарственный  препарат,  а не коль.

-151-

 

 

 

Возможно, что эта ошибка объясняется употреблением римлянами соединения сурьмы, которое Плиний назы­вал 1 stimmi, или stibi, в качестве косметического сред­ства для подведения глаз и глазного лекарства.

Лейн пишет2, что в его время египетский коль со­стоял обычно из копоти (сажи), получавшейся в резуль­тате сжигания дешевого сорта аравийского ладана или скорлупы миндальных орехов. По его словам, особый сорт коля, употреблявшийся вследствие его предпола­гаемых целебных свойств, содержал, кроме углерода, целый ряд других перечисляемых им ингредиентов, среди которых он называет свинцовую руду, но ни одним словом не упоминает о каких-либо соединениях сурьмы. Согласно Брайтону3, современный египетский коль также состоит из сажи, полученной путем сжигания ра­стения саффлора (Carthamus tinctorius). Его наносят на лицо при помощи маленькой палочки из дерева, слоно­вой или обыкновенной кости или металла, конец которой смачивают водой и погружают в порошок. Эти палочки начали появляться только в эпоху XI династии, раньше же коль, вероятно, наносили просто пальцем. Бедж оп­ределил4, что некоторые образцы современного коля из Судана состояли из черной окиси марганца. Соннини в 1780 году писал, что египтяне пользовались для под­ведения глаз смесью свинцового блеска (галенита) и ламповой копоти 5.

Сообщение Барту о составе древнеегипетского коля б оставляет желать лучшего, так как в нем нет ни дат, ни данных о происхождении образцов, ни указания ко­личества подвергнутых анализу образцов каждого вида. Хотя правильность результатов анализов не вызывает сомнения, возможно, что некоторые исследованные об­разцы не были краской для подведения глаз, а многие вообще не были косметическими средствами. Большая часть образцов целиком или частично состояла из свин-

 

 

1  Plin., Nat. Hist., XXXIII, 33, 34.

2   Е. W. L a n e, The Manners and Customs of the Modern Egypti­ans   (Everyman's Library), p. 37.

3  Q. Brunton, Qau and Badari, I, p. 63.

4 E. A. Wallis Budge, The Mummy, 2nd ed.   (1925), p. 259.

6 С S. S о n n i n i, Travels in Upper and Lower Egypt, trans. H. Hunter, I, p. 263.

6 Барту пользуется термином «fards», по-видимому, в смысле краски для подведения глаз, а не косметических средств вообще.

-152-

 

 

 

цового блеска. Остальные включали карбонат свинца, со­единение сурьмы и свинца (единственный случай нали­чия соединения сурьмы), черную сажу растительного происхождения, соединения мышьяка (с примесью же­лезных пиритов и без них; некоторые оранжевого цвета и, вероятно, все некосметического назначения) и хризо-коллу. Один из образцов (по. предположению Барту) представляет собою битум, насыщенный ароматическими эссенциями. По описанию, он каштаново-коричневого цвета, что вовсе не соответствует цвету битума; к тому же, не говоря уже о невероятности применения битума для этой совершенно неоодходящеи для иего цели, древ­ние египтяне не знали ароматических эссенций как от­дельных веществ, которыми можно было бы что-нибудь пропитывать. Получение таких веществ требует знаком­ства с (процессом перегонки, которым египтяне не вла­дели, так как этот процесс был открыт гораздо позднее 1. Другой образец был розового цвета и представлял со­бою смесь поваренной соли, сульфата натрия, гематита и органического вещества. Но сомнительно, чтобы по­добная смесь была косметическим средством, и уж во всяком случае она не могла служить краской для под­ведения глаз. В нескольких случаях обнаружены воск и жировые вещества, но маловероятно, чтобы это были краски для подведения глаз, поскольку все образцы коля, исследованные Фишером 2, Флорансом и Лоре3 и мною, не содержат этих веществ. В некоторых образцах содержалась смола (иногда ароматическая), но и здесь сомнительно, чтобы речь шла о краске для подведения глаз, поскольку ни один анализ коля, произведенный другими исследователями, не обнаружил присутствия смолы. Правда, в одном случае фон Байер нашел в ис­следованном им порошке смолу с малахитом, но Флоранс и Лоре считают, что это была не краска для под­ведения глаз, а какое-то лекарство, на что указывает надпись на сосуде, в котором хранилось вещество4. Хотя в могилах, особенно ранних, смолу часто находят рядом с веществами, применявшимися в качестве красок Для подведения глаз  (малахит и свинцовый блеск), нет

 

 

1   См. стр. 67.

2   A. Wiedemann, op. cit., pp. 41—44.

3A. Florence   and V. Loret, op. cit., pp. 153—164. 4 A.  Florence and V.  Loret, op. cit., p.  161.

-153-

 

 

 

Никаких данных, свидетельствующих, что она употреб­лялась вместе с ними для той же цели. Поскольку все другие исследованные образцы готовых красок для под­ведения глаз не содержали смолы, необходимо еще до­казать, что образцы Барту представляли собой краски для подведения глаз. В связи с утверждением Эллиота Смита1, что малахит и смолу стирали вместе на шифер­ных палетках (которые также часто встречаются в мо­гилах), я произвел ряд опытов с образцами древнего малахита и древней смолы, а также древнего малахита и современной смолы (канифоли). Я стирал их вместе в мельчайший порошок и пробовал наносить его на лицо, но не было случая, чтобы он как следует пристал к коже.

Сделанный мною анализ содержимого одной из дю­жины маленьких зеленовато-синих стеклянных бутыло­чек, вероятно, римской эпохи, принадлежащих одному каирскому антиквару, показал, что в ней был тонкий порошок гематита   (окись железа).

Малахит и свинцовый блеок являются местными про­дуктами. Малахит встречается «а Синае и в восточной пустыне, а свинцовый блеск — близ Ассуана и по побе­режью Красного моря. Употреблявшиеся иногда позднее дополнительные вещества для подведения глаз (карбо­нат свинца, окись меди, охра, магнитная окись железа, окись марганца и хризоколла) также являются мест­ными минералами; исключением служат лишь соедине­ния сурьмы, которая, насколько известно, в Египте не встречается, но имеется в Малой Азии, Иране и, воз­можно, Аравии2.

Согласно древним хроникам, краску для подведения глаз получали в эпоху XII династии от азиатов3, в пе­риод XVIII династии — из Нахарины в Западной Азии4 и Пунта 5, а во время XIX династии — из Коптоса 6. Хотя египтянам не было никакой необходимости ввозить кра­ски для подведения глаз из-за границы, поскольку все дужные для  их изготовления  материалы,  за  исключе-

 

1  G. Elliot Smith, In the Beginning, p. 57.

2  R. F. Burton,  (a)  The Gold Mines of Midian, pp.  168, 375, 390;  (b) The Land of Midian, I, pp. XXII, 194.

3  J. H. Breasted, Ancient Records of Egypt, I, p. 281, n. d. 4 J. H. Breasted, op. cit.,  II, 501.

5  J. H. Breasted, op. cit., II, 265, 272.

6   A.  E г m a n, The  Literature of  the Ancient  Egyptians,  transl. A. M. Blackman, p. 34.

-154-

 

 

 

нием редко употреблявшихся соединений сурьмы, встре­чаются в естественном состоянии в Египте, тем не менее они без труда могли получать их из Азии, где также имеются все необходимые для этой цели вещества. Кра­ска для (подведения глаз из Коптоса, так озадачившая Макса Мюллера1, могла быть просто свинцовым бле­ском с побережья Красного моря. Гораздо труднее определить, что за краску ввозили из Пунта. Пунт ассо­циируется главным образом с пахучими гумми-смолами, употреблявшимися для благовонных курений (все они перечислены в списке ввозившихся оттуда предметов), но гумми-смолы не краски для подведения глаз, хотя ими иногда пользовались для придания аромата умащениям. Возможно, хотя и маловероятно, что в данном случае речь идет о каком-то минеральном веществе, доставляв­шемся в Египет транзитом через Пунт, подобно тому как в римскую эпоху индийские товары привозились сначала в порты на африканском побережье, а оттуда переправля­лись в Италию. Если это было так, то этим веществом могли быть малахит или свинцовый блеск — основные краски, употреблявшиеся в Древнем Египте для подведе­ния глаз и встречающиеся в Аравии2'3.

 

Румяна

 

Древние египтянки не только подводили глаза, но, вероятно, иногда подкрашивали и щеки. Только этим можно объяснить присутствие в гробницах красного пиг­мента рядом с палетками4,5 или в виде пятен на палет­ках 5,6,7,8,9,10 и камнях11, на которых его растирали. Этот

 

1  W. М а х   М п 11 е г,  Egyptological  Researches,  II, pp.  88—89.

2  R. F. Burton, op. cit,  (a)  pp.  141, 204, 219, 228, 390;  (b) I, Pp. XI, XXI, XXIII, 55, 66, 75, 76, 267, 269;  II, p. 53.

3  R. F. Burton, op. cit.,  (a)  pp. 11, 204, 390;  (b)   I, pp. XXII, 266, 269;   II.  pp.   191, 242.

4  С. М   Firth, Arch.  Survey of Nubia,  Report for   1910—1911, P. 157.        '

5   G.  Brunton,  Mostagedda,  pp.  30, 57,   109. 6 W. M. F. P e t r i e, Prehistoric Egypt, p. 37.

7  W. M.  F.   Petrie and J. E. Q u i b e 11, Nagada and Ballas, P. 43.

8  W. M. F.  Petrie and E. Mackay, Heliopolis, Kafr Ammar and Shurafa, p.  18.

9G. Brunton and G.  С a t о n - T h о m p s о n, op. cit.,  p. 31. 10 J. E. Q u i b e 11, Archaic Objects, I, pp. 226, 227.

11 G. Brunton, Qau and Badari, I, p. 62.

-155-

 

 

 

пигмент представляет собою встречающуюся в естествен­ном состоянии красную окись железа, которую обычно называют гематитом, но правильнее было бы называть красной охрой 1.

 

Масла и жиры

 

Поскольку употреблявшимся в косметических целях маслам и жирам часто искусственно придавали приятный запах (за исключением самых дешевых сортов, которыми пользовалось беднейшее население), мы рассмотрим их в разделе об ароматических веществах.

 

Ароматические вещества

 

Ароматические вещества в Древнем Египте употребля­лись главным образом в виде душистых масел и жиров (умащений), применение которых часто упоминается в древних хрониках 2,3, а также у нескольких греческих и римских авторов. В жарком, сухом климате Египта при­менение масел и жиров для смазывания кожи и волос было совершенно естественно; в Нубии, Судане и других частях Африки это широко практикуется и в наши дни. Растительное масло, употреблявшееся для этой цели, было нескольких сортов. Согласно Страбону 4, беднейшее насе­ление пользовалось касторовым маслом, которое до сих пор применяется в Нубии. Выбор твердых жиров был не­велик — он ограничивался животными жирами.

Из одних лишь чисто теоретических соображений можно считать весьма вероятным, что к этим маслам и жирам иногда примешивались пахучие вещества не только для того, чтобы сделать их более приятными, но также чтобы заглушить дурной запах, легко приобретаемый этими веществами, способными быстро горкнуть. К сча-

1  Красная охра, которая до очень позднего времени была един­ственной   красной   краской,   известной   в  Древнем   Египте,   широко употреблялась   также   для   росписи   гробниц   и   других   объектов; писцы пользовались ею для письма. Ее чаиЬ находят в гробницах вне всякой связи с палетками, и трудно предполагать, что в этих случаях она играла роль косметического средства.

 

2  J. H. Breasted, op. cit., V.  (Index), pp.  123,  149.

3  Л. Erman, op. cit., pp. 8, 61, 99, 102, 156, 202, 207, 209, 244, 246,  249.

4 Strabo,  Geogr., XVII. 2, 5.

-156-

 

 

стью, однако, нам нет необходимости опираться на одни догадки, так как имеются конкретные доказательства, свидетельствующие о правильности нашего предположе­ния, которые и будут приведены ниже.

Современные жидкие духи представляют собою раст­воры в спирте некоторых душистых веществ, извлекаемых из цветов, плодов, древесины, коры, листьев или семян, но преимущественно — из цветов. Таких духов не могли знать в Древнем Египте, так как для приготовления мно­гих из них и для получения спирта необходимо знаком­ство с процессом перегонки, который был открыт лишь в поздний период. Первое упоминание о перегонке мы находим у Аристотеля1 в IV в. до н. э. Как Феофраст2 (IVIII вв. до н. э.), так и Плиний3 (I в. н. э.) также упоминают о перегонке, но из их описаний применяв­шихся методов ясно, что процесс этот находился тогда в примитивной и поэтому, вероятно, ранней стадии своего развития 4.

После спирта лучшими средствами для поглощения и удержания запахов являются жиры и масла, широко ис­пользуемые в современной парфюмерной промышленности для извлечения душистых веществ  из цветов. Лепестки помещают между слоями твердого жира или замачивают в масле, после чего ароматические вещества экстраги­руются спиртом и в этом виде поступают в употребление. Этот метод, во всяком случае до конца, не мог быть из­вестен в древности, пока не был открыт процесс отделе­ния спирта путем отгонки от содержащей его жидкости. Но частичное применение его было возможно и без спирта, поскольку после пропитывания жира или масла ароматом и отделения выдохшихся лепестков оставалось душистое масло или жир. Подобный метод практиковался У древних греков во времена Феофраста 5. Наиболее упо­требительным для этой цели было масло из египетского или сирийского морского жолудя6 (Balanites aegyptiaca), но    пользовались    также    оливковым    и    миндальным

 

1  Arist.,  Meteorologica,  I, 9,  11;  II, 3.

2  Theophr.,  Historia  plantarum,  IX,  3,   1—3.

3  Plin., Nat. Hist., XV, 7; XVI, 21—22.

4  См. стр. 500.

5  Theophr., De odoribus,  IV,  14.

6 Theophr., op. Git., IV,  15,  16,  19.

-157-

 

 

маслами. Этот метод описывается Диоскуридом 1 в связи с упоминанием масла из лилий, которое, по его словам, египтяне умели делать лучше всех других народов. Анало­гичным методом пользовались римляне во времена Пли­ния 2: различные растения и растительные продукты оставляли пропитываться в масле, после чего отжимали. Иногда их вместо этого кипятили в масле. Судя по при­водимому Плинием перечню различных масел, входивших в состав египетских умащений, можно полагать, что по­добный же процесс применялся и в Египте 3.

Получение масла, содержащего ароматические веще­ства цветов, гумми-смол и других пахучих веществ, и от­деление его от отработанного материала достигалось пу­тем отжимания или выкручивания в куске ткани или в мешке, то есть совершенно таким же способом, какой применялся для отжимания кожуры и стеблей винограда. Этот процесс изображен на стенах ряда гробниц, напри­мер в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане (в на­стоящее время это изображение разрушено, но сохрани­лась копия, сделанная в 1831 году Кайо4), далее, на хра­нящемся в Лувре барельефе «неомемфисского» времени 5 и на барельефе птолемеевского периода, находящемся в Музее Шейрлера в Голландии 6. Во всех трех случаях ароматическим сырьем служили лилии.

Древнеегипетские ароматические вещества описаны Феофрастом и Плинием7. Упоминает о них и Афиней8, называющий их лучшими и наиболее дорогими. Феофраст пишет об одном благовонии, что оно состояло из несколь­ких ингредиентов, в число которых входили корица и мирра9 (другие ингредиенты не названы), и замечает, что некий парфюмер «продержал в своей лавке египетские благовония в течение восьми лет... и они все еще были в   хорошем   состоянии,   даже   лучше   свежих».   Плиний

 

1   Dioscor., I, 62.

2  Plin., Nat. Hist., XIII, 2; XV, 7.

3  Plin., op. cit., XIII, 2.

4  F.   С a i 11 i a u d,   Recherches   sur   les   arts   et   metiers,   1831, PL  15A.

5   Monuments et memoires Piot, XXV, Pis. IV, V, VI.

6  Von Bissing, Bull, van de Vereeiniging tot Befordering der Kermis van  de anticke Beschaving,  IV  (1939), 9—14.

7 Plin., Nat. Hist, XIII, 2, 6.

8 Athen., Deipnosophistae, I, 66; III, 124; XII, 553:

9 Theophr., De odoribus, VI, 28, 30, 31; IX, 38; X, 42, 44; XI, 55.

-158-

 

 

утверждает, что Египет был наиболее подходящей стра­ной для производства притираний. По его словам, одно время в римском мире выше всего ценилось притирание из Мендеса, которое, по его описанию, было весьма слож­ного состава. Первоначально в него входили масло из морского жолудя (balanus) 1, смола и мирра, а в более поздний период — египетское масло, извлекавшееся из горького миндаля (metopium), масло из недозрелых мас­лин (omphacium) 2,3, кардамон, сладкий камыш, мед, вино, мирра, семя бальзамового дерева (balsamum), гальбан и скипидарная смола. Диоскурид4 также упоми­нает мендесское притирание, в состав которого, по его словам, входили масло из морского жолудя, мирра, кас­сия и смола. Плиний отмечает, что из myrobalanum'a, росшего в стране троглодитов, в Фиваиде и в той части Аравии, которая отделяет Иудею от Египта, добывали масло, особенно подходящее для притираний5, и что еги­петские elate6 или spathe 7 и плод пальмы adipsos8 при­менялись для производства умащений. Он упоминает также другое египетское притирание, сделанное из «кип-рина» (cyprinum), который он называет египетским де­ревом 4 и который, по всей вероятности, есть не что иное, как лавзония (хна), цветы которой обладают приятным запахом.

Диоскурид упоминает9 горькое миндальное масло (metopium) и описывает10 египетское умащение, которое он называет metopion, изготовлявшееся, по его словам, из горького миндаля, масла из недозрелых олив (ompha­cium), кардамона, «верблюжьего сена» (schoenus), трост­ника (calamus), меда, вина, мирры, бальзамового се­мени, гальбана и смолы.

 

1  См. стр. 508.

2   Plin., Nat. Hist., XII, 60; XXIII, 39. Также называли сок недо­зрелого винограда.

3  Plin., op. cit., I, 29.

4  Dioscor., I, 72.

5  Plin., Nat. Hist., XII, 46. Myrobalanum древних этоMoringa aptera или M. oleifera, а маслобегеновое масло.

8 Plin., op. cit., XII, 62.

7  Plin., op. cit., XII, 47.

8  Plin., op. cit., XII, 51.

9  Dioscor., I, 39.

10 Dioscor., I, 71.

-159-

                   

 

Что касается лавзонии, то нелишне упомянуть, что листья ее могли употребляться в Древнем Египте, как они употребляются в наши дни для изготовления пасты для окрашивания ладоней рук, подошв ног, а также ногтей и волос. Известно, например, что римляне пользовались хной, добывавшейся из листьев египетского кустарника, для окрашивания волос 1, и вполне вероятно, что то же самое делали и египтяне2. Ньюберри определил, что ветки, найденные в могильнике птолемеевского периода в Хавара, принадлежали лавзонии, из которой изготов­ляется хна 3.

Ничто не свидетельствует о применении в Древнем Египте ароматических веществ животного происхождения (главными из которых являются амбра, цибет и мускус). Поэтому, помимо благовоний, изготовлявшихся из уже упомянутых нами растений, в качестве душистых веществ здесь могли употребляться лишь такие растительные про­дукты, как смолы и тумми-смолы, о применении которых для придания аромата жирам и маслам имеются некото­рые конкретные данные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Мы уже приводили слова Феофраста о том, что в со­став одного из египетских умащений входила мирра, а также упоминание Диоскурида о мирре, гальбане и смоле как составных частях какого-то притирания и его же утверждение о том, что притирание из Мендеса содер­жало мирру и смолу. Отмечалось также сообщение Пли­ния о том, что в состав мендесского притирания входили смола, скипидарная смола, мирра и гальбан. К этому можно прибавить некоторые данные, полученные из еги­петских хроник и гробниц. В хрониках, как правило, не имеется указаний на то, что так часто упоминаемые в них масла, жиры и умащения были благовонными (обычно мы не находим в них описания примененного материала, а лишь сообщение о назначении того или иного препа­рата). Однако известно несколько исключений. Например, в одном месте говорится о «запахе притираний» 4  в двух

 

1 Plin., Nat. Hist., XXIII, 46.

2  См. стр. 475.

3  Р. Е. N е w b е г г у, in Hawara, Biahmu and Arsinoe, W. M. F. Petrie, p. 50.

4  A. E r m a n, op. cit,, p. 156.     

-160-

 

 

других местах — о «душистом масле из камедей» 1 и еще в двух — об «умащении из камедей»2. Камеди не имеют запаха, но, как известно, даже в наши дни смолы и гумми-смолы неправильно обобщаются под названием ка­медей; поэтому приведенные цитаты наводят на мысль, что масла и притирания, о которых идет речь, могли со­держать ароматические смолы или гумми-смолы.

Данные из гробниц оставляют желать много лучшего, но все же конкретные факты постепенно накапливаются. В могилах часто находят жировые вещества, нередко об­ладающие сильным запахом3,4,5, но, вероятно, во всех случаях этот запах является благоприобретенным и его никак нельзя назвать благовонием. Во всех известных мне случаях запах был следствием химических  превращений в жире и напоминал запах прогорклого кокосового масла, а иногда валериановой кислоты 6. Лишь несколько образ­цов этого жирового вещества было подвергнуто анализу, и мы не имеем очевидных доказательств, что они явля­лись косметическими препаратами, хотя в одном случае это весьма вероятно. Иногда жировое вещество состоит в значительной части из пальмитиновой и стеариновой кислот7,8,9; они, вероятно, первоначально представляли собой животный жир. В четырех исследованных мною образцах жиры оказались смешанными с каким-то твер­дым веществом 10,11, природу которого установить не уда­лось;   однако  возможно,  что  в  одном  случае  это  был

 

1   J. H. Breasted, op. cit., IV, 497, 498.

2  J. H.  Breasted, op. cit.,  IV, 476, 477.

3 W. M. F. Petrie, The Royal Tombs, I, p.  14.

4   G.  A.  Wain wright,  Balabish,  p.   14.

5  W. M. F. Petrie and J. E. Q u i b e 1 1, Naqada and Ballas, PP- 27, 39,  40.

8 См.  гл.  XIII  «Масла, жиры и воск».

7  A.   Lucas,   in   The   Tomb   of   Tut-ankh-Amen,   Howard Carter, II, Appendix,  II, pp.   176,  177.

8   W. M.  F.  Petrie  and J.  E.  Q u i b e 11,  Naqada  and  Ballas, P. 39.

9   A.  C.  Chapman  and  H.  J.   P 1 e n d e r 1 e i t h,  Examination оf   an   Ancient   Egyptian   (Tut-ankh-Amen)   Cosmetic, in   (a)   Journ. Chem.   Soc,   CXXIX   (1926),   pp.   2614—2619;   in   (b)   The  Tomb  of Tut-.Ankh-Amen,  Howard Carter,  II,  Appendix IV,  pp. 206—210. _ 

 10 A.   Lucas,   in   The   Tomb   of  Tut-ankh-Amen,    Howard Carter,  II,  Appendix  II,  pp.   176,   177.

11 В число этих образцов входит один, исследованный Чэпме-ном и Плендерлитом; но этот же образец был до них исследован мною вместе с тремя другими сходными с ним образцами.     

-161-

 

 

бальзам1. Согласно Плинию2, римские парфюмеры его времени (а поэтому, возможно, и египетские парфюмеры) считали, что смола и камедь, добавленные к косметиче­скому препарату, способствуют стойкости аромата. Таким образом, упомянутое твердое вещество могло быть не ду­шистой смолой или гумми-смолой, прибавленной к жиру для аромата, а смолой или камедью, не обладающей за­пахом и добавленной лишь для придания большей стой­кости аромату, полученному из другого источника. Го-уленд подверг анализу пять весьма похожих друг на друга образчиков вещества, взятых из разных отделений туалетного ларца неизвестной даты, и пришел к заклю­чению, что вещество состояло из пчелиного воска, сме­шанного с ароматической смолой и небольшим количест­вом растительного масла 3.

Диоскурид писал, что египтяне употребляли в качестве ароматического вещества корень ириса4. Он говорит также, что в одной из долин Иудеи (долина Иордана) и в Египте произрастал Balsamon (Balsamodendron opobalsamum) 5. Речь идет, по-видимому, о современном мекка-бальзаме, получаемом из Balsamodendron gileadense Kth., но маловероятно, что это растение когда-либо произра­стало в Египте. Однако, по словам Швейнфурта, оно произрастало в южной Нубии6. Употреблявшееся в Древнем Египте благовонное курение Kyphi, о котором так много писали, было весьма сложного состава: Плу­тарх говорит 7, что оно состояло из шестнадцати ингре­диентов, Диоскурид же 8 насчитывает только десять. Не­которые ингредиенты до сих пор не установлены.

Ретте исследовал пять образчиков предполагаемых ароматических веществ неизвестной даты и нашел, что они представляют собою смесь всех или большинства сле­дующих веществ: стиракса, ладана, мирры, скипидарной

 

1  А.  С.  Chapman  and  H. J.   Plenderleith,  Examination of  an  Ancient   Egyptian   (Tut-ankh-Amen)   Cosmetic,  in   (a)   Journ. Chem. Soc, CXXIX (1926), pp. 2614—2619; in (b) The Tomb of Tut-ankh-Amen,  Howard  Carter,   II, Appendix   IV,  pp.  206—210.

2   Plin.,   Nat.   Hist.,   XIII,   2.

3  W.  Gowland,   Proc.   Bibl.  Arch.,  XX   (1898),  pp.  268—269.

4  Dioscor.,   I,   1.

5  Dioscor.,  I,   18.

6  G.  A. Wa in wright,  Balabish, p.  14,  n.  2.

7   Plut., Isis and Osiris, French transl. by M. Meunier, pp. 52, 81.

8  Dioscor.,  I, 24.

-162-

 

                                    

 

смолы, смешанного с душистым веществом лавзонии би­тума из Иудеи, ароматического растительного вещества, смешанного с пальмовым вином или экстрактом некото­рых плодов (таких, как кассия или тамаринд), и вино­градного вина 1. Эти анализы были сделаны на очень ма­леньких количествах вещества (от 0,498 до 2,695 г), и, как нам кажется, полученные результаты химических ана­лизов не дают оснований для таких решительных выво­дов. Конечно, нельзя отрицать, что каждый образец дал крошечный остаток черного материала, похожего на би­тум и содержащего серу. Но этого недостаточно, чтобы утверждать, что это — битум из Иудеи 2. Такие остатки нередки в подобных органических веществах, особенно если этим веществам по нескольку тысяч лет. Полученные результаты не только не могут служить свидетельством добавления к ароматическим веществам битума, тем более в таком ничтожном количестве, на которое указы­вает черный остаток, но даже делают это предположение совершенно невероятным. Правильность определения та­кого большого числа разнородных веществ в одной смеси, особенно при таких незначительных пробах, нуждается в дополнительном подтверждении3.

 

Благовонные курения

 

Поскольку слово incense — благовонные курения (от латинского incendere — жечь, зажигать) — имеет тот же смысл, что и слово perfume — ароматическое вещество, обозначающее буквально аромат, поднимающийся с ды­мом (per fumum), образующимся при сжигании какого-нибудь благовонного вещества, — нельзя не включить в описание древнеегипетских ароматических веществ бла­говонные курения.

Нет никакого сомнения, что благовонные курения были в употреблении в Древнем Египте. Как курения 4,5, так  и   кадильницы6   упоминаются   в   древних   текстах.

 

1  L. R e u 11 е г, Analyses des parfums egyptiens, in Annales du Service, XIII   (1914), pp. 49—78.

2  См. стр. 466—467.

3  См.  стр. 488—489.

4  J.  H.   Breasted,  op.  cit.,  V   (Index),  p.   134.

5  A. Erman, op. cit., pp. 28, 33, 34, 40, 91,  102,  103,  105   133, 209,  235,  239,  247,  287,  293.

6  J. H. Breasted, op. cit., V  (Index), p. 113.

-163-

 

 

 

Воскурение изображено в иллюстрациях к Книге Мерт­вых, и это одна из самых распространенных тем в стен­ной росписи храмов и гробниц. Благовонные курения 1,2,3 и кадильницы4,5,6,7,8,9 встречаются в гробницах.

Когда благовонные курения впервые появились в Египте — не известно, но древнейшие письменные сви­детельства по этому поводу относятся к V10 и VI11 дина­стиям, и найденная недавно кадильница также дати­руется V династией12. Древнейший известный мне обра­зец курительного вещества, не вызывающий сомнений, относится к эпохе XVIII династии. Это вещество имело вид маленьких шариков, очень похожих на те, которые мы так часто видим в росписи монументальных памят­ников 13. Курительные вещества птолемеевского периода, найденные Рейснером в гробницах жрецов в Филэ, имели форму шариков и кружочков 14. Имеется сообщение, что среди предметов, заложенных в основании гробницы Ях-моса I, находились курительные вещества 15, но были ли они найдены в сыром виде или в виде готового препарата,

 

1   Е.  R. Ayrton,  С. Т.  Currelly and A.  E.  P. Wei gall, Abydos,  III, p. 34.

2   A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Car­ter, II, Appendix II, p. 184; III, Appendix II, p. 181.

3   Q.  A.  Reisner, Arch. Survey of Nubia,  Report for   1907— 1908,  I, p. 85.

4  G.   В run ton,   (a)   Qau  and  Badari,  I,  p.  35;   (b)   Qau  and Badari, II, p. 6;  PI. LXXXVIII, 98d.

5  G. A   R e i s n e r, op. cit.,  pp.  78, 82,  83, 85,  86,  87, 89, 90. 91, 92.

6  С. М.  Firth, Arch.  Survey of Nubia,  Report for  1909—1910, p.  112;  Report for 1910—1911, pp. 52, 53, 57, 59, 60, 61, 65, 66, 73, 78,   199.

7  W.   M.   F.   Petrie.   Dendereh,  p.   34.

8H. Frankfort, The Cemeteries of Abydos: Work of the Season 1925—1926, in Journal of Egyptian Archaeology, XVI (1930), p.  217.

9 G.  Brunton, Mostagedda,  p. 124.

10  J.  H.  Breasted, op. cit,  I,   161.

11   J.   H.   Breasted,  op.   cit,  336,  369.

12  H.  Frankfort,    The  Cemeteries  of   Abydos:   Work    of   the Season 1925—1926, in Journal of Egyptian Archaeology, XVI  (1930) p. 217.

13 A. L u с a s, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Car­ter,  II, Appendix  II, p.  184;  III, Appendix II, p.  181.

14 G. A. Reisner, Arch. Survey of Nubia, Report for 1907— 1908,   I,   p.  85.

15 E. R. Ayrton, С. Т. Currelly and A. E. P. W e i g a 1 I, Abydos,   III,  p.  34.

-164-

 

 

как в вышеупомянутом случае, — не известно. По описа­нию, эти благовонные курения имели вид «кусков», и го­раздо вероятнее, что это была темно-коричневая смола, куски которой так часто встречаются в могилах, особенно раннего периода, вполне возможно, что она употребля­лась в качестве благовонного курения, но все же мы не можем быть твердо уверены в этом. В одном из музеев в Королевском ботаническом саду в Кью 1 хранятся два маленьких шарика благовонных веществ из могильника греко-римского периода в Хавара.

Наиболее известными и важнейшими благовонными курениями являются аравийский ладан и мирра, к опи­санию которых мы и переходим.

 

Аравийский ладан (Otibanum)

 

Аравийский ладан с древнейших времен считался и до сих пор считается основным материалом для воску­рений. Это ароматная гумми-смола, встречающаяся в виде больших застывших капель (слез) светлого желтовато-коричневого цвета, но наиболее чистые разновидности ла­дана почти бесцветны или имеют слегка зеленоватый оттенок2. В свежем виде ладан полупрозрачен, но после перевозки (которая неизбежна в процессе торговли) он покрывается своей собственной мельчайшей пылью, обра­зующейся от трения кусков между собой, и поверхность его становится полуматовой. Большая часть остальных материалов для благовонных курений имеет более опре­деленную окраску. Многие из них темно-желтого, темного желтовато-красного или желтовато-коричневого цвета; в нескольких случаях они имеют серую или черную окраску. Поэтому упоминаемое в папирусе Гарриса3 (XII династия) благовонное курение белого цвета было, вероятнее всего, аравийским ладаном, так как его цвет более приближается к белому, чем цвет всех других ку­рительных веществ. Плиний считает, что белый цвет был одним из тех признаков, по которым определяли ладан хорошего качества   (лат. Thus) 4.  Название ладана  на

 

1 Музей № 1, № 155/1888.

2Bertram Thomas, Arabia Felix, p. 122; R. H. К i e г n a n, ine Unveiling of Arabia, 1937, p. 213.

3  J. H. Breasted, op. cit., IV, 233, 239, 299, 344, 376

4  Plin., Nat. Hist., XII, 32.

-165-

 

 

древнееврейском, греческом и арабском языках обозна­чает «молочно-белый».

Аравийский ладан является продуктом небольших де­ревьев из семейства Boswellia, растущих главным обра­зом в Сомали и Южной Аравии. Но одна из разновидно­стей ладана добывается из дерева Commipfora peduncu-lata, растущего в восточном Судане близ Галлабата 1 и в соседних с ним областях Абиссинии. Поэтому сообщения древних надписей о том, что Египет в эпоху VI династии 2 получал благовонные курения от племен негров, а в эпоху XVIII3 и XX4 династий — из Пунта, не противоречат тому, что. речь идет об аравийском ладане, поскольку Пунт (был ли это Сомали или Южная Аравия) является ро­диной ладана, племена же негров обитали к югу от Египта, и товары из Пунта или восточного Судана вполне могли переправляться в Египет через их страну. Даже благовонные курения, поступавшие в эпоху XVIII дина­стии из Речену5, Джахи 6 и Нахарины 7, могли быть ла­даном или по крайней мере включать ладан, так как то­вары из Южной Аравии без труда могли попадать в За­падную Азию, хотя, конечно, не исключено, что это был какой-нибудь другой вид благовонных курений.

Плиний приводит слова царя Джубо о том, что де­рево, дающее аравийский ладан (Thus), растет в Карма­нии и в Египте, «куда» (очевидно, имеется в виду Еги­пет) его ввезли Птолемеи 8, но в другом месте 9 он пишет, что это ладанник, дающий средиземноморский ладан, что он произрастал первоначально в Кармании и что он был посажен по приказу Птолемеев и «в странах за Египтом».

Деревья, привезенные из Пунта экспедицией, послан­ной царицей Хатшепсут, и изображенные на стенах ее погребального храма в Дейр-эль-Бахри, Брэстед 10 назы-

 

1  Образцы для исследования были присланы мне из Галлабата. Подобные   же   образцы    имеются   в   музее   Имперского   института в Лондоне.

2  J.   H.   Breasted,  op.  cit.,   I,  336,  369.

3  J. H. Breasted, op. cit., II, 265.

4  J.  H.  Breasted, op. cit., IV,  130.

5  J. H. Breasted, op. cit., II, 447, 472, 473, 491, 518, 525, 616.

6  J.   H.   Breasted,  op. cit.,   If,  462,   509,  510,  519

7  J.  H.  Breasted, op. cit.,  II, 482. 8 Plin.,  Nat.   Hist.,  XII,  31.

9 Plin.,   Nat.   Hist.,  XII,  37. 10 J. H. Breasted, op. cit., II, 264, 265, 272, 288.

-166-

 

 

вает миррой, Невилль1 — аравийским ладаном, а Шофф 2Boswellia Carteri, ладаноносным деревом из Дхофара в Южной Аравии. Изображения приблизительно тридцати деревьев до сих пор видны на стенах храма. Деревья изображены в двух видах: одни — с густой ли­ствой, другие — совершенно голые. Никаких указаний на то, изображены ли здесь деревья разных пород или одной породы в разное время года, не имеется. Так или иначе, но и те и другие деревья изображены в такой условной манере, что установить их породу невозможно. Шофф интересуется только деревьями с листвой (обычно только их и копируют), совершенно игнорируя голые деревья, и говорит, что деревья с такой богатой листвой не могут  изображать ни «голой, колючей, трилистной, но факти­чески почти безлистной мирры, ни почти безлистных раз­новидностей сомалийского ладана». Однако возможно, что голые деревья изображают именно одну из этих пород.

В римский период среди предметов ввоза в Египет, облагавшихся пошлиной, был ладан 3 (как африканский, так и аравийский). Плиний4 говорит, что ладан подготов­ляли к продаже (вероятно, чистили и сортировали) в Александрии.

Лейн пишет 5, что в его время египтянки жевали ла­дан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным. Этот обычай сохранился до сих пор.

Я исследовал уже упоминавшееся благовонное курение из гробницы Тутанхамона и считаю вполне возможным, что это был аравийский ладан. Вещество это имеет свет­лую желтовато-коричневую окраску; оно ломко, немного напоминает по внешнему виду смолу, горит дымным пла­менем, имеет приятный ароматный запах и растворимо в жидкости, состоящей приблизительно из 80% спирта и 20% воды; оно, очевидно, представляет собой какую-то гумми-смолу и не может быть ни средиземноморским ла-Даном, ни мекка-бальзамом, ни стираксом. Цвет вещества не похож на обычный цвет мирры, бделлия или гальбана.

 

1 Е. N a v i 11 е,  The Temple of Deir el-Bahari,  III,  p.   12.       2 H.  S с h о f f,  примечания  к The  Periplus of  the  Erythraean Sea, p. 218.

3 H.  Schoff,  op. cit.,  p.  289.

4 Plin., Nat. Hist., XII, 32.

5 E. W. Lane, op. cit., p.  194.

-167-

 

 

Я полагаю, что все это вместе взятое позволяет считать это вещество толченым и скатанным в шарики аравий­ским ладаном 1.

 

Мирра2

 

Мирра, как и аравийский ладан, является пахучей гумми-смолой и добывается в тех же странах, что и ара­вийский ладан: в Сомали и в Южной Аравии. Мирра является продуктом различных видов Balsamodendron Commiphora и встречается в виде скоплений желтовато-красных склеившихся капель, часто покрытых своей соб­ственной мелкой пылью. Мирра никогда не бывает ни белой, ни зеленой и, таким образом, не может быть теми белыми3 или зелеными4 курениями, о которых говорится в древних письменных памятниках. В переводе этих па­мятников, изданном Брэстедом, говорится, что мирру при­возили из Пунта (во времена V5, XI6, XVIII7, XX8 и XXV9 династий) и из Генебтиу 10 (XVIII династия), что соответствует ее современному ареалу. Даже получение мирры из Речену11 в Западной Азии (XVIII династия) вполне вероятно, поскольку она могла попадать в Речену из Аравии.

Мы уже цитировали Феофраста, Диоскурида и Пли­ния, утверждающих, что мирра входила в состав некото­рых египетских притираний. Плутарх же отмечает упо­требление мирры в Египте в качестве благовонного куре­ния 12. В одном позднем папирусе (257 год до н. э.) упо­минается мендесская мирра в маленьких свинцовых сосу­дах 13.

 

1   A. Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Car­ter,  III,  Appendix  II,  pp.  181 — 182.

2  См. также A. Lucas, Journal of Egyptian Archaeology, XXIII (1937),  pp. 27—33.

3  J.  H. Breasted, op. cit.,  IV, 233, 239, 299, 344, 376. * J. H. В r e a s t e d, op. cit., II, 572.

5  J.  H   Breasted,  op.  cit.,   I,   161.

6  J.  H.  Breasted, op.  cit.,  I, 429.

7   J. H. Breasted, op. cit., II, 265, 274, 276, 277, 321, 486.

8  J. H. Breasted, op. cit, IV, 130, 210, 407. 9 J.  H. Breasted,  op.  cit.,  IV,  929.

10 J.   H.  Breasted, op.  cit,  II, 474.

11 J.  H.  Breasted,  op.  cit.,   II,  491.

12 Plut., Isis and Osiris, French transl., M. Meunier, p. 164.

15C.C. Edgar, Papyri Zenon, I, № 59089.

-168-

 

 

Ретте обнаружил мирру в древнеегипетских аромати­ческих веществах неизвестного периода 1. Исследованные мною образцы гумми-смол от некоторых мумий царей и жрецов XVIII, XIX, XX и XXI династий, вероятно, также были миррой2. В одном случае это определение было подтверждено Лонуа 3.

Кроме аравийского ладана и мирры, имеется очень мало веществ, которые могут быть использованы в каче­стве благовонных курений, а в Древнем Египте их, по-видимому, было еще меньше, поскольку такие материалы, как бензоин и камфара с Дальнего Востока, и употреб­лявшиеся в более ранние периоды аналогичные продукты индийского происхождения были тогда, вероятно, еще не­доступны. Всякого рода догадки и рассуждения по поводу того, какими еще благовонными курениями пользовались древние египтяне, бесплодны и могут лишь привести к неправильным выводам. Мы будем говорить только о тех веществах, в отношении употребления которых в Египте имеется некоторая доля вероятности. В их число входят гальбан, средиземноморский ладан и стиракс, к описанию которых мы и переходим.

 

Гальбан

 

Гальбан представляет собою душистую гумми-смолу, встречающуюся обычно в виде больших скоплений за­стывших капель. Он бывает различных оттенков — от светлого коричневато-желтого до темно-коричневого, ча­сто с зеленоватым отливом. Он имеет вид жирного веще­ства и иногда бывает пластичным, хотя обычно тверд. Родина гальбана — Иран; он является продуктом различ­ных видов зонтичного растения Peucedanum, важнейшим из которых является P. galbaniflorum. Это единственный известный мне вид благовонного курения зеленого цвета, кроме аравийского ладана,  который  в свежесобранном

 

1  L.  R e u 11 e r, Analyses des parfums egyptiens, in Annales du Service,  XIII   (1914),  pp.  49-78.

2  A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egypti­ans in Embalming, pp. 26—29.

3 R. Pflister  Nouveaux textiles de Palmyre (1937), p. 10.

-169-

 

 

 

состоянии имеет зеленый цвет 1 и иногда даже в продаже сохраняет слегка зеленоватый оттенок. Поскольку гальбан мог без труда доставляться в Египет из Персии, то вполне вероятно, что он и был тем благовонным курением зеленого цвета, о котором упоминается в письменных до­кументах эпохи XVIII династии2. Согласно Диоскуриду3 и Плинию 4, гальбан был одной из составных частей мендесского притирания, а в Библии о нем говорится как об одном из компонентов древнееврейского благовонного ку­рения 5. Нет никаких сообщений о находках гальбана в древнеегипетских могилах.

 

Средиземноморский ладан

 

В противоположность другим описанным нами благо­вонным курениям средиземноморский ладан является не гумми-смолой, а настоящей смолой. Обычно в продаже он встречается в виде аморфных масс темно-коричневого или черного вещества, часто вязкого или легко размягчающе­гося в руках. Он естественно выделяется на листьях и ветках различных видов ладанника (Cistus), растущего в Малой Азии, на Крите, на Кипре, в Греции, Палестине, Испании и других районах Средиземноморья, но не встре­чающегося в настоящее время в Египте. Плиний пишет6, что Птолемеи ввели ладанник «в странах за Египтом», но значение этих слов не ясно 7.

Ньюберри недавно высказал мысль8, что древние египтяне знали средиземноморский ладан еще в эпоху I династии. Чисто теоретически это вполне возможно, поскольку ладана было очень много в средиземноморских странах, с которыми Египет вел торговлю и из которых он легко мог его получать, если не имел своего собствен­ного. Но конкретных свидетельств в пользу этого предпо­ложения не имеется. Древнейшим известным мне пись­менным   источником,   упоминающим    об   употреблении

 

1  Bertram  Thomas, Arabia  Felix,  p.   122.

2   J.   H.   Breasted,  op.   cit,   II,   572.

3  Dioscor.,  I,  71.

4   Plin.,  Nat   Hist., XIII,  2. 5 Библия,  Исход, XXX,  34.

6  Plin.,  Nat.  Hist.,  XII, 37.

7  См. стр.  166.

8  P. E. Newberry, in Journal of Egyptian Archaeology, XV (1929), p. 94.

-170-

 

 

Египте средиземноморского ладана, является Библий, где в одном месте говорится о купцах, везущих ладан в Египет из Галаада1, а в другом — о том, что Иаков посылал средиземноморский ладан в Египет в подарок своему сыну Иосифу2. Эти сообщения относятся, веро­ятно, к эпохе не ранее X в. до н. э., а может быть, даже и к более позднему времени, вплоть до VIII в. до н. э. Попутно отметим, что если ладан приходилось посылать из Палестины, то это должно обозначать, что его в Египте либо не было совсем, либо было очень мало. Следующим, в хронологическом порядке, сохранившимся до нас сооб­щением является уже цитированное нами место из Пли­ния (I в. н. э.). Лейн утверждает, что в его время среди египетских женщин был очень распространен обычай жевать ладан, чтобы сделать свое дыхание благоухан­ным 3.

Насколько мне известно, древний средиземноморский ладан был найден в Египте только один раз в Фаррасе близ Вади-Хальфа в виде коптского благовонного куре­ния VII в. н. э. Несколько лет назад я сделал анализ этого вещества и опубликовал полученные результаты4. Это была ароматная черная смола, содержавшая 31% минерального вещества. Вероятно, это действительно был средиземноморский ладан. Исследованный для сравнения образчик   настоящего   высококачественного   средиземноморского ладана содержал 80% смолистого вещества и 20% вещества, не растворявшегося в спирте.

 

Стиракс

 

Стиракс (Styrax, или Storax) — это бальзам, добы­ваемый из дерева Liquidambar orientalis, принадлежа­щего к отряду Hamamelideae, распространенному в Ма­лой Азии. Он имеет вид мутной вязкой сероватой жид­кости с запахом бензоина и принадлежит к группе веществ, главной отличительной чертой которых является содержание коричной или бензойной кислоты; стиракс содержит    первую    из    них.    Одно    время    стираксом

 

1   Библия,   книга «Бытия»,  XXXVII,   25.

2  Библия, книга «Бытия», XLIII,  11.

3  Е. W. L а п е, op. cit., p. 194.

4   A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egypti­ans  in  Embalming,   pp.  31—32.

-171-

 

 

называли твердую смолу, добываемую из Styraxofficinalis и несколько напоминающую бензоин. Ретте обнару­жил стиракс среди материалов, употреблявшихся для бальзамирования 1 египетских мумий, и в древнеегипет­ских ароматических веществах2 (к сожалению, и те и другие не датированы). Нет никаких доказательств того, что «гуммистиракс (современный стиракс)... добывался из деревьев в Верхнем Египте», — пишет Ростовцев3. Эдгар 4 же утверждает, что слово, переведенное Ростов­цевым как стиракс, в действительности должно читаться как «растительный сок», и говорит, что замечания Ро­стовцева по поводу этого слова основаны на неправиль­ном его толковании.

 

Другие благовонные курения

 

Время от времени я подвергал анализу различные ве­щества древнеегипетского происхождения, относительно которых предполагали, что они употреблялись в качестве благовонных курений. Привожу их описание. Одним из таких материалов было коптское благовонное курение, относящееся к тому же времени и найденное в том же месте, что и упомянутый выше средиземноморский ладан. Однако это вещество сильно отличалось от ладана: оно состояло из темных красновато-коричневых кусочков не­правильной формы, просвечивающих при свежем изломе, очень напоминающих по виду смолу и обладающих при­ятным запахом. Анализ показал, что оно было настоящей смолой в отличие от гумми-смол и поэтому не могло быть аравийским ладаном, миррой, гальбаном или сти­раксом; от средиземноморского ладана оно отличалось своим цветом. Определить это вещество не удалось5. Образчик вещества, найденного Легрэном в Карнаке, был тускл и непрозрачен. Анализ показал, что это настоящая смола, смешанная с известковой пылью (76 %). Хотя Ле-

 

1   L.  R e u 11 e r,  De  Pembaumement  avant et apres Jesus-Christ, pp. 49, 59.

2  L. R e u 11 e r,' Analyses  de parfums egyptiens, in Annales du Service, XIII   (1914), pp. 49—78.

3M. Rostovtzeff, A Large Estate in Egypt in the Third Century, В. С, p. 178.

4 С. С Edgar, Zenon Papyri, III, № 59368, p.  113.

5 A. Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egypti­ans in Embalming, pp. 31—32.

-172-

 

 

 

 

грэн описывает это вещество как благовонное курение,   я полагаю, что это был какой-то связующий материал, вроде найденного несколькими годами позднее Пийе в Карнаке 1 и Монтэ в Танисе2.

В гробнице Тутанхамона была найдена смесь смолы (или гумми-смолы) с натроном (природной содой), кото­рая могла быть благовонным курением, поскольку при­родная сода употреблялась иногда с благовониями3. Смола (или гумми-смола — определить это не удалось, так как количество полученного материала было слиш­ком мало) была в форме очень маленьких капель и па­лочек. Палочки длиною от 2 до 5 мм имели 0,5 мм в диа­метре. Смола имела белую поверхность из-за приставшей к ней соды и собственной мелкой пыли; но внутри она была светлого желтовато-коричневого цвета. Образец почти весь, но не совершенно растворялся в спирте. Определить вещество не удалось, но ясно, что это не могла быть мирра; не похоже оно также по виду и на аравийский ладан4.

Мы уже говорили о том, ,что аравийский ладан встре­чается в Судане. Но там же имеются и другие вещества, которые могли использоваться в качестве благовонных курений, хотя не известно, применялись ли они для этой цели. Я подверг анализу два из них, а именно смолу га-фал, добываемую, как говорят, из дерева Balsamodendron africanum, и продукт дерева Gardenia Thunbergia. Смола гафал обычно имеет вид полупрозрачной бесформенной массы желтоватого, светло-коричневого или темно-коричневого цвета, весьма напоминающей смолу. Продукт Gardenia Thunbergia был также представлен в виде кус­ков неправильной формы, но он мало походил на смолу гафал. Цвет этих кусков был различен — от желтовато-коричневого до черного; вещество было совершенно не­прозрачно. Оба вещества представляют собою душистые гумми-смолы и, по-видимому, были вполне подходящим материалом для благовонных курений.

 

1  М. Pi Met, Annales du Service, XXIV (1924), pp. 64—65.

2  P.   M о n t e t,   Decouverte   d'une   necropole   royale   a   Tanis, Annales du Service, XXXIX  (1939), p. 530.

3  (a)   British Museum Introductory Guide to the Egyptian Col­lections, 1930, p. 5;  (b)  E. A. W a 11 i s   Budge, The Literature of the Ancient Egyptians,  1914,  pp.   14, 38, 218.

4  A. L uc a s, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard   Car­ter, III, Appendix II, p.  181.

-173-

 

 

Как уже упоминалось, смола очень часто встречается в египетских гробницах всех периодов. Смолу постоянно клали в могилы бадарииского и додинастического перио­дов, то есть задолго до изобретения бальзамирования, а также в ранние династические погребения в тех слу­чаях, когда трупы не были бальзамированы либо потому, что бальзамирование было еще не известно, либо по­тому, что оно не было еще широко распространено.

Эта смола во всех случаях оказалась настоящей смо­лой в отличие от таких гумми-смол, как аравийский ла­дан и мирра. Последние являлись продуктами стран более южных и жарких, чем Египет, между тем как большая часть настоящих смол и, вероятно, все смолы, о которых здесь идет речь, добываются либо из хвойных деревьев (кедр, сосна, ель и пихта), либо из различных видов Pistacia (главным образом P. terebinthus), растущих в более холодных странах севернее Египта. Если учесть древние связи Египта с Западной Азией, где таких де­ревьев очень много, то становится вполне вероятным, что именно Западная Азия могла служить для Египта источ­ником получения этих смол.

Эти смолы, многие из которых внешне почти неотли­чимы друг от друга, обычно не имеют запаха, хотя от­дельные образцы душисты. Как правило, они непрозрачны и имеют снаружи тускло-коричневую окраску; но внутри они имеют более чистый цвет и смолообразную структуру. Анализы этих смол дают сходные результаты: вероятно, все они, за немногими исключениями, принадлежат к од­ному виду, ботанический источник которого не удается установить. Так как все образцы этих смол относятся ко времени до начала бальзамирования и до применения смолы в качестве лака, связующего вещества и сырья для изготовления различных украшений и других пред­метов 1 (если не считать отдельных мелких бусин, сохра­нившихся до нас от додинастической эпохи) 2, то наибо­лее вероятно, что эти смолы употреблялись в качестве благовонных курений, тем более что мы не имеем никаких свидетельств  об  употреблении до династической  эпохи

 

1  См.   стр.   586,   где   приводится   список   предметов   из  смолы, найденных в гробнице Тутанхамона.

2  Е. P. Ayr ton and W. I. S. L о a t, The Predinastic Cemetery of El Mahasna, pp.  11, 17, 27, 31.

-174-

 

 

аравийского ладана и мирры. Однако, как правило, за­пах, получающийся при сжигании такой смолы, по со­временным понятиям, не ароматен и напоминает запах горящего лака, хотя иногда попадаются образчики с аро­матным запахом1 Если эти вещества служили в каче­стве курений, то они были предшественниками значи­тельно более приятных по запаху и, вероятно, гораздо более редких и дорогих материалов — аравийского ла­дана и мирры. Если же нет — то тогда почти полное от­сутствие в могилах одного из наиболее широко употреб­лявшихся в религии и магии Древнего Египта вещества остается неразрешенной загадкой. Возможно также, что даже после того, как Мирра и аравийский ладан стали уже известны, они употреблялись лишь в исключительных случаях ввиду их редкости и дорогой цены. Для обычных же целей и среди более бедных людей применялись более доступные и более дешевые вещества. Этим можно было бы объяснить присутствие коричневой смолы в могилах всех периодов и сословий. Обсуждение вопроса о ботани­ческих источниках этих смол мы отложим до рассмотре­ния истинных смол, применявшихся в более позднюю эпоху, преимущественно в связи с бальзамированием2.

 

Ароматические породы дерева

 

В связи с ароматными веществами и благовонными курениями следует упомянуть об употреблении в Древ­нем Египте ароматических пород дерева.

В гробнице Тутанхамона был найден маленький краснокерамиковый кувшин с нарезанными кусками стеблей какого-то растения; на кувшине была надпись: «ароматическое вещество», или «вещество, употребляющееся для придания аромата» 3.

Уинлок сообщает о «маленьких щепочках дерева, которое, без сомнения, когда-то было ароматным», датируемых  эпохой   XI   династии   из   Эль-Лахуна4. Он же

 

1  Юр (цитата в J. G. Wilkinson and S. Birch, The Ancien Egyptians, 1879, III, pp. 398—390) исследовал два образчика смоль оба они растворялись в спирте и только один — в скипидаре. ,

2  См. стр.  489 и сл.

3  Перевод  д-ра  Черни.

4  Н. Е. W i n 1 о с k, The Treasure of El-Lahun, p. 67.

-175-

 

 

 

нашел в Фивах относящиеся к тому же времени «ма­ленькие палочки благовонного дерева, служившего в ка­честве ароматического вещества» 1.

Происхождение этого ароматического дерева не из­вестно, но мы знаем, что деревья с душистой древесиной растут в Восточной Африке (Уганда и Кения) 2.

 

 

_________

1  Н. Е   Win lock, Bull. Met. Mas. of/Art, New York, Egyptian Expedition.   1930—1931,  pp. 32. 35—36;  Ff&. 34.

2  С   R.   Me tсaIf e,   Bull,   of  Misc.  Information,      1,   1933, Royal  Botanic Gardens,  Kew. 

-176-



В начало
Следующая глава
Предыдущая глава


Copyleft MTV-2005


Хостинг от uCoz