ГЛАВА VI
КОСМЕТИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА, АРОМАТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И БЛАГОВОННЫЕ КУРЕНИЯ
Косметические
средства
Косметика так же стара, как человеческое тщеславие. В Египте употребление косметических средств может быть прослежено почти от того самого периода, от которого сохранились древнейшие погребения, и до наших дней.
В число
древнеегипетских косметических средств входят краски
для подведения глаз, румяна и различные масла и твердые жиры (умащения), к
рассмотрению которых мы и переходим.
Краски для подведения глаз
Наиболее
распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная
руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). Первая появилась
раньше, но постепенно была в значительной степени вытеснена второй, которая и
стала в Египте основной краской для подведения глаз. И малахит
и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала, в
виде пятен на палетках и камнях, на которых их растирали перед употреблением, и
в виде готового препарата (коль). Коль представляет собой либо
компактную массу мелко истолченного материала, превращенного в пасту (в
настоящее время совершенно высохшую), либо порошок, который встречается чаще,
чем паста. Малахит употреблялся начиная
с тасийского,
-149-
бадарийского и додинастического периодов 1,2,3,4 по меньшей мере до периода XIX династии5. Что же касается свинцового блеска, то мы имеем один образчик, относящийся к бадарийскому периоду6, но в широкое употребление он вошел несколько позже 4,7,8 и применялся вплоть до коптского периода 5.
Малахит и свинцовый блеск часто клали в могилы в непереработанном виде в маленьких холщовых или кожаных мешочках. Готовые же краски встречаются в раковинах 9, в трубочках из пустотелого камыша, завернутыми в листья растений, и в маленьких сосудах, имеющих иногда форму камыша.
Когда коль встречается в виде твердой массы, он часто имеет признаки усушки10,11 и иногда на нем видны отпечатки внутренней поверхности сосуда 12, из чего ясно, что первоначально он был пастой, которая впоследствии высохла. До сих пор не удалось определить, на чем замешивался этот мелко истолченный порошок, хотя отсутствие в пасте жирового вещества наводит на мысль, что это была вода или камедь с водой. Однако какое-то жирное вещество могло применяться при нанесении коля на лицо.
Состав древнеегипетского коля описан несколькими исследователями. Видеманн 13 опирается на анализы, сделанные
Фишером; Флоранс и Лоре 14
приводят результаты анализов того же Фишера и подробные данные о нескольких
более ранних, а также о двух собственных
1 G. В г u n t о п, Mostagedda, p. 30.
2 G. Brunton, Qau and Badari, I, p. 63.
3G. Brunton and
G. Caton-Thompson, The
Badariai. Civilisation, pp. 31, 41, 85—87,
99, 102, 103, 109.
4 W. M. F. P e t r i e, Prehistoric Egypt, p. 43.
5 A. Wiedemann, Varieties
of Ancient Kohl,
in Medum;
W. M. F. P e t r i e, pp. 42,
43.
6 G. Brunton, Mostagedda, pp. 54, 57.
7 G. Brunton, Qau and Badari, I, pp. 13, 31, 63, 70.
8 R. Mond and О. Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, p. 12.
9 В раковинах держали не только краски для подведения глаз, но и другие пигменты.
10 A. Wiedemann, op. cit., p. 42.
11 Это особенно заметно на сухих пастах в раковинах.
12 A. Wiedemann, op. cit., p. 42.
13 A. Wiedemann. op. cit., pp. 41—44.
14 A. Florence and V.
Loret, Le collyre noir
et le collyre vert,
in Fouilles a Dahchour, J.
de Morgan, 1895,
pp. 153—164.
-150-
анализах. Барту1 исследовал образцы предполагаемого коля. Я также анализировал большое количество образцов; результаты некоторых моих анализов опубликованы 2,3.
Если не считать анализов Барту, о которых мы будем говорить отдельно, результаты всех перечисленных анализов показали, что в 40 случаях из 61 4 (приблизительно 65,5%) материалом для коля служил свинцовый блеск. В остальных случаях это был карбонат свинца5 (2); черная окись меди (1); коричневая охра6 (5); магнитная окись железа7 (1); окись марганца8 (6); сульфид сурьмы9 (1); малахит10 (4) и зеленовато-синяя медная руда — хризоколла (1).
Как мы видим,
только один из образцов представлял собою соединение сурьмы. Следы соединений
сурьмы, явно носивших характер случайных примесей, обнаружены еще лишь в трех
образцах. Поэтому распространенное мнение, что, за исключением случаев
изготовления его из зеленого малахита или хризоколлы, египетский
коль всегда состоял из соединений сурьмы или, во всяком случае, содержал в
каком-то виде сурьму, неверно. Поэтому называть коль stibium (старолатинокое название сульфида сурьмы, перенесенное
впоследствии на металл) — значит только
вводить в заблуждение.
1 J. Barthoux, Les fards,
pommades et couleurs dans l'anti-quite, Congres
Int. de Geog.,
Le Caire, Avril 1925,
IV (1926), pp. 251—256.
2 Q. В run ton, Qau and Badari, I, p. 70.
3 J. E. Quibell, Annales du Service, II (1901), p. 143.
4 Два со следами сульфида сурьмы и пять — углерода.
5 Один со следами сульфида сурьмы.
6 Майерс (О. Н. Myers, Cemeteries of Armant, I, pp. 12, 141) сообщает о находке в одной додинастической гробнице лимонита, употреблявшегося как косметическое средство. Коричневая и желтая охры, в сущности, представляют собою различные виды смеси лимонита с глиной.
7 Уинлок (Н. Е. Winlock, The Treasure of El-Lahun, p. 67) публикует результаты сделанного Коппом анализа образца коля, который состоял из черной окиси железа и глинистого вещества.
8 Департамент древностей обнаружил окись марганца и свинцовый блеск эпохи XI династии в Ком эль-Хисне (Дельта); я исследовал оба этих вещества.
9 XIX династия.
10 Один образец был смешан со
смолой, но Флоранс и Лоре (A.
-151-
Возможно, что эта ошибка объясняется употреблением римлянами соединения сурьмы, которое Плиний называл 1 stimmi, или stibi, в качестве косметического средства для подведения глаз и глазного лекарства.
Лейн пишет2, что в его время египетский коль состоял обычно из копоти (сажи), получавшейся в результате сжигания дешевого сорта аравийского ладана или скорлупы миндальных орехов. По его словам, особый сорт коля, употреблявшийся вследствие его предполагаемых целебных свойств, содержал, кроме углерода, целый ряд других перечисляемых им ингредиентов, среди которых он называет свинцовую руду, но ни одним словом не упоминает о каких-либо соединениях сурьмы. Согласно Брайтону3, современный египетский коль также состоит из сажи, полученной путем сжигания растения саффлора (Carthamus tinctorius). Его наносят на лицо при помощи маленькой палочки из дерева, слоновой или обыкновенной кости или металла, конец которой смачивают водой и погружают в порошок. Эти палочки начали появляться только в эпоху XI династии, раньше же коль, вероятно, наносили просто пальцем. Бедж определил4, что некоторые образцы современного коля из Судана состояли из черной окиси марганца. Соннини в 1780 году писал, что египтяне пользовались для подведения глаз смесью свинцового блеска (галенита) и ламповой копоти 5.
Сообщение Барту о составе древнеегипетского коля б
оставляет желать лучшего, так как в нем нет ни дат, ни данных о
происхождении образцов, ни указания количества подвергнутых анализу образцов
каждого вида. Хотя правильность результатов анализов не вызывает сомнения,
возможно, что некоторые исследованные образцы не были краской для подведения
глаз, а многие вообще не были косметическими средствами. Большая часть образцов
целиком или частично состояла из свин-
1 Plin., Nat. Hist., XXXIII, 33, 34.
2 Е. W. L a n
e, The Manners and Customs of the Modern Egyptians (Everyman's Library), p. 37.
3 Q. Brunton, Qau and Badari, I, p. 63.
4 E. A.
Wallis Budge, The Mummy, 2nd ed. (1925), p. 259.
6 С S. S о n n
i n i, Travels in Upper and
6 Барту пользуется
термином «fards», по-видимому, в смысле краски для подведения глаз, а не
косметических средств вообще.
-152-
цового
блеска. Остальные включали карбонат свинца, соединение сурьмы и свинца
(единственный случай наличия соединения сурьмы), черную сажу растительного
происхождения, соединения мышьяка (с примесью железных пиритов и без них;
некоторые оранжевого цвета и, вероятно, все некосметического назначения) и хризо-коллу. Один из образцов (по. предположению Барту)
представляет собою битум, насыщенный ароматическими эссенциями. По описанию, он
каштаново-коричневого цвета, что вовсе не соответствует цвету битума; к тому
же, не говоря уже о невероятности применения битума для этой совершенно неоодходящеи для иего цели, древние
египтяне не знали ароматических эссенций как отдельных веществ, которыми можно
было бы что-нибудь пропитывать. Получение таких веществ
требует знакомства с (процессом перегонки, которым египтяне не владели, так
как этот процесс был открыт гораздо позднее 1. Другой образец
был розового цвета и представлял собою смесь поваренной соли, сульфата натрия,
гематита и органического вещества. Но сомнительно, чтобы подобная смесь была
косметическим средством, и уж во всяком случае она не
могла служить краской для подведения глаз. В нескольких случаях обнаружены
воск и жировые вещества, но маловероятно, чтобы это были краски для подведения
глаз, поскольку все образцы коля, исследованные
Фишером 2, Флорансом и Лоре3 и
мною, не содержат этих веществ. В некоторых образцах содержалась смола (иногда
ароматическая), но и здесь сомнительно, чтобы речь шла о краске для подведения
глаз, поскольку ни один анализ коля, произведенный
другими исследователями, не обнаружил присутствия смолы. Правда, в одном случае
фон Байер нашел в исследованном им порошке смолу с малахитом, но Флоранс и Лоре считают, что это
была не краска для подведения глаз, а какое-то лекарство, на что указывает
надпись на сосуде, в котором хранилось вещество4.
Хотя в могилах, особенно ранних, смолу часто находят рядом с веществами,
применявшимися в качестве красок Для подведения
глаз (малахит и свинцовый блеск), нет
1 См. стр. 67.
2 A. Wiedemann, op.
cit., pp. 41—44.
3A.
-153-
Никаких данных, свидетельствующих, что она употреблялась вместе с ними для той же цели. Поскольку все другие исследованные образцы готовых красок для подведения глаз не содержали смолы, необходимо еще доказать, что образцы Барту представляли собой краски для подведения глаз. В связи с утверждением Эллиота Смита1, что малахит и смолу стирали вместе на шиферных палетках (которые также часто встречаются в могилах), я произвел ряд опытов с образцами древнего малахита и древней смолы, а также древнего малахита и современной смолы (канифоли). Я стирал их вместе в мельчайший порошок и пробовал наносить его на лицо, но не было случая, чтобы он как следует пристал к коже.
Сделанный мною анализ содержимого одной из дюжины маленьких зеленовато-синих стеклянных бутылочек, вероятно, римской эпохи, принадлежащих одному каирскому антиквару, показал, что в ней был тонкий порошок гематита (окись железа).
Малахит и свинцовый блеок являются местными продуктами. Малахит встречается «а Синае и в восточной пустыне, а свинцовый блеск — близ Ассуана и по побережью Красного моря. Употреблявшиеся иногда позднее дополнительные вещества для подведения глаз (карбонат свинца, окись меди, охра, магнитная окись железа, окись марганца и хризоколла) также являются местными минералами; исключением служат лишь соединения сурьмы, которая, насколько известно, в Египте не встречается, но имеется в Малой Азии, Иране и, возможно, Аравии2.
Согласно
древним хроникам, краску для подведения глаз получали в эпоху XII династии от азиатов3, в период XVIII династии — из Нахарины в Западной
Азии4 и Пунта
5, а во время XIX династии — из Коптоса 6. Хотя
египтянам не было никакой необходимости ввозить краски для подведения глаз
из-за границы, поскольку все дужные для
их изготовления материалы, за исключе-
1 G. Elliot Smith, In
the Beginning, p. 57.
2 R. F. Burton, (a)
The Gold Mines of Midian, pp. 168, 375, 390; (b) The
3 J. H. Breasted,
Ancient Records of
5 J. H. Breasted, op.
cit., II, 265, 272.
6 A. E г m a n, The
Literature of the Ancient Egyptians,
transl. A. M. Blackman, p. 34.
-154-
нием
редко употреблявшихся соединений сурьмы, встречаются в естественном состоянии
в Египте, тем не менее они без труда могли получать их
из Азии, где также имеются все необходимые для этой цели вещества. Краска для
(подведения глаз из Коптоса, так озадачившая Макса
Мюллера1, могла быть просто свинцовым блеском
с побережья Красного моря. Гораздо труднее определить, что за краску ввозили из
Пунта. Пунт ассоциируется
главным образом с пахучими гумми-смолами, употреблявшимися для благовонных
курений (все они перечислены в списке ввозившихся оттуда предметов), но
гумми-смолы не краски для подведения глаз, хотя ими иногда пользовались для
придания аромата умащениям. Возможно, хотя и
маловероятно, что в данном случае речь идет о каком-то минеральном веществе,
доставлявшемся в Египет транзитом через Пунт,
подобно тому как в римскую эпоху индийские товары
привозились сначала в порты на африканском побережье, а оттуда переправлялись
в Италию. Если это было так, то этим веществом могли быть малахит или свинцовый
блеск — основные краски, употреблявшиеся в Древнем Египте для подведения глаз
и встречающиеся в Аравии2'3.
Румяна
Древние
египтянки не только подводили глаза, но, вероятно, иногда подкрашивали и щеки.
Только этим можно объяснить присутствие в гробницах красного пигмента рядом с
палетками4,5 или в виде пятен на
палетках 5,6,7,8,9,10 и камнях11, на которых его
растирали. Этот
1 W. М а х М п 11 е г, Egyptological
Researches, II, pp. 88—89.
2 R. F. Burton, op.
cit, (a)
pp. 141, 204, 219, 228, 390; (b) I, Pp. XI, XXI,
XXIII, 55, 66, 75, 76, 267, 269; II, p. 53.
3 R. F. Burton, op.
cit., (a) pp. 11, 204, 390; (b)
I, pp. XXII, 266, 269; II. pp. 191, 242.
4 С. М Firth, Arch.
Survey of
5 G. Brunton, Mostagedda, pp. 30, 57, 109. 6
W. M. F. P e t r i e,
Prehistoric Egypt, p. 37.
7 W. M. F. Petrie
and J. E. Q u i b e 11, Nagada
and Ballas, P. 43.
8 W. M. F. Petrie and E. Mackay,
9G. Brunton and G. С a t о n - T h о m p s о n, op. cit., p. 31. 10 J. E. Q u i b e 11, Archaic Objects, I, pp. 226, 227.
-155-
пигмент
представляет собою встречающуюся в естественном состоянии красную окись
железа, которую обычно называют гематитом, но правильнее было бы называть
красной охрой 1.
Масла и жиры
Поскольку
употреблявшимся в косметических целях маслам и жирам часто искусственно
придавали приятный запах (за исключением самых дешевых сортов, которыми
пользовалось беднейшее население), мы рассмотрим их в разделе об ароматических
веществах.
Ароматические
вещества
Ароматические вещества в Древнем Египте употреблялись главным образом в виде душистых масел и жиров (умащений), применение которых часто упоминается в древних хрониках 2,3, а также у нескольких греческих и римских авторов. В жарком, сухом климате Египта применение масел и жиров для смазывания кожи и волос было совершенно естественно; в Нубии, Судане и других частях Африки это широко практикуется и в наши дни. Растительное масло, употреблявшееся для этой цели, было нескольких сортов. Согласно Страбону 4, беднейшее население пользовалось касторовым маслом, которое до сих пор применяется в Нубии. Выбор твердых жиров был невелик — он ограничивался животными жирами.
Из одних лишь чисто теоретических соображений можно считать весьма вероятным, что к этим маслам и жирам иногда примешивались пахучие вещества не только для того, чтобы сделать их более приятными, но также чтобы заглушить дурной запах, легко приобретаемый этими веществами, способными быстро горкнуть. К сча-
1
Красная охра, которая до очень позднего времени была единственной красной
краской, известной в
Древнем Египте, широко употреблялась также
для росписи гробниц
и других объектов; писцы пользовались ею для письма.
Ее чаиЬ находят в гробницах вне всякой связи с
палетками, и трудно предполагать, что в этих случаях она играла роль
косметического средства.
2 J. H. Breasted, op.
cit., V. (Index), pp. 123, 149.
3 Л. Erman,
op. cit., pp. 8, 61, 99, 102, 156, 202, 207, 209, 244, 246, 249.
4 Strabo, Geogr., XVII. 2, 5.
-156-
стью, однако, нам нет необходимости опираться на одни догадки, так как имеются конкретные доказательства, свидетельствующие о правильности нашего предположения, которые и будут приведены ниже.
Современные жидкие духи представляют собою растворы в спирте некоторых душистых веществ, извлекаемых из цветов, плодов, древесины, коры, листьев или семян, но преимущественно — из цветов. Таких духов не могли знать в Древнем Египте, так как для приготовления многих из них и для получения спирта необходимо знакомство с процессом перегонки, который был открыт лишь в поздний период. Первое упоминание о перегонке мы находим у Аристотеля1 в IV в. до н. э. Как Феофраст2 (IV—III вв. до н. э.), так и Плиний3 (I в. н. э.) также упоминают о перегонке, но из их описаний применявшихся методов ясно, что процесс этот находился тогда в примитивной и поэтому, вероятно, ранней стадии своего развития 4.
После спирта
лучшими средствами для поглощения и удержания запахов являются жиры и масла,
широко используемые в современной парфюмерной промышленности для извлечения
душистых веществ из цветов. Лепестки
помещают между слоями твердого жира или замачивают в масле, после чего
ароматические вещества экстрагируются спиртом и в этом виде поступают в употребление.
Этот метод, во всяком случае до конца, не мог быть известен
в древности, пока не был открыт процесс отделения спирта путем отгонки от
содержащей его жидкости. Но частичное применение его было возможно и без
спирта, поскольку после пропитывания жира или масла ароматом и отделения
выдохшихся лепестков оставалось душистое масло или жир. Подобный метод
практиковался У древних греков во времена Феофраста 5. Наиболее употребительным для этой
цели было масло из египетского или сирийского морского жолудя6
(Balanites aegyptiaca), но
пользовались также оливковым
и миндальным
1 Arist., Meteorologica, I, 9,
11; II, 3.
2 Theophr., Historia plantarum, IX, 3, 1—3.
3 Plin., Nat. Hist., XV, 7; XVI, 21—22.
4 См. стр. 500.
5 Theophr., De odoribus, IV, 14.
6 Theophr., op. Git.,
IV, 15, 16, 19.
-157-
маслами. Этот метод описывается Диоскуридом 1 в связи с упоминанием масла из лилий, которое, по его словам, египтяне умели делать лучше всех других народов. Аналогичным методом пользовались римляне во времена Плиния 2: различные растения и растительные продукты оставляли пропитываться в масле, после чего отжимали. Иногда их вместо этого кипятили в масле. Судя по приводимому Плинием перечню различных масел, входивших в состав египетских умащений, можно полагать, что подобный же процесс применялся и в Египте 3.
Получение масла, содержащего ароматические вещества цветов, гумми-смол и других пахучих веществ, и отделение его от отработанного материала достигалось путем отжимания или выкручивания в куске ткани или в мешке, то есть совершенно таким же способом, какой применялся для отжимания кожуры и стеблей винограда. Этот процесс изображен на стенах ряда гробниц, например в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане (в настоящее время это изображение разрушено, но сохранилась копия, сделанная в 1831 году Кайо4), далее, на хранящемся в Лувре барельефе «неомемфисского» времени 5 и на барельефе птолемеевского периода, находящемся в Музее Шейрлера в Голландии 6. Во всех трех случаях ароматическим сырьем служили лилии.
Древнеегипетские
ароматические вещества описаны Феофрастом и Плинием7. Упоминает о них и Афиней8, называющий их лучшими и наиболее дорогими. Феофраст пишет об одном благовонии, что оно состояло из
нескольких ингредиентов, в число которых входили корица и мирра9 (другие ингредиенты не названы), и замечает,
что некий парфюмер «продержал в своей лавке египетские благовония в течение
восьми лет... и они все еще были в
хорошем состоянии, даже
лучше свежих». Плиний
1 Dioscor., I, 62.
2 Plin., Nat. Hist., XIII, 2; XV, 7.
3 Plin., op. cit., XIII, 2.
4 F. С a i 11 i
a u d, Recherches sur les
arts et metiers, 1831, PL
15A.
5 Monuments
et memoires Piot, XXV, Pis. IV, V, VI.
6 Von Bissing, Bull, van de Vereeiniging
tot Befordering der Kermis
van de anticke
Beschaving,
IV (1939), 9—14.
7 Plin., Nat. Hist, XIII, 2,
6.
8 Athen., Deipnosophistae, I, 66; III,
124; XII, 553:
9 Theophr., De odoribus, VI, 28,
30, 31; IX, 38; X, 42, 44; XI, 55.
-158-
утверждает, что Египет был наиболее подходящей страной для производства притираний. По его словам, одно время в римском мире выше всего ценилось притирание из Мендеса, которое, по его описанию, было весьма сложного состава. Первоначально в него входили масло из морского жолудя (balanus) 1, смола и мирра, а в более поздний период — египетское масло, извлекавшееся из горького миндаля (metopium), масло из недозрелых маслин (omphacium) 2,3, кардамон, сладкий камыш, мед, вино, мирра, семя бальзамового дерева (balsamum), гальбан и скипидарная смола. Диоскурид4 также упоминает мендесское притирание, в состав которого, по его словам, входили масло из морского жолудя, мирра, кассия и смола. Плиний отмечает, что из myrobalanum'a, росшего в стране троглодитов, в Фиваиде и в той части Аравии, которая отделяет Иудею от Египта, добывали масло, особенно подходящее для притираний5, и что египетские elate6 или spathe 7 и плод пальмы adipsos8 применялись для производства умащений. Он упоминает также другое египетское притирание, сделанное из «кип-рина» (cyprinum), который он называет египетским деревом 4 и который, по всей вероятности, есть не что иное, как лавзония (хна), цветы которой обладают приятным запахом.
Диоскурид
упоминает9 горькое миндальное масло (metopium) и описывает10
египетское умащение, которое он называет metopion, изготовлявшееся, по его словам, из
горького миндаля, масла из недозрелых олив (omphacium), кардамона, «верблюжьего сена» (schoenus), тростника
(calamus), меда, вина, мирры, бальзамового семени, гальбана
и смолы.
1 См. стр. 508.
2 Plin., Nat. Hist., XII, 60; XXIII, 39. Также называли сок недозрелого винограда.
3 Plin., op.
cit., I, 29.
4 Dioscor., I, 72.
5 Plin., Nat. Hist., XII, 46. Myrobalanum древних это — Moringa aptera или M. oleifera, а масло — бегеновое масло.
8 Plin., op. cit., XII, 62.
7 Plin., op.
cit., XII, 47.
8 Plin., op.
cit., XII, 51.
9 Dioscor., I, 39.
10 Dioscor., I, 71.
-159-
Что касается лавзонии, то нелишне упомянуть, что листья ее могли употребляться в Древнем Египте, как они употребляются в наши дни для изготовления пасты для окрашивания ладоней рук, подошв ног, а также ногтей и волос. Известно, например, что римляне пользовались хной, добывавшейся из листьев египетского кустарника, для окрашивания волос 1, и вполне вероятно, что то же самое делали и египтяне2. Ньюберри определил, что ветки, найденные в могильнике птолемеевского периода в Хавара, принадлежали лавзонии, из которой изготовляется хна 3.
Ничто не свидетельствует о применении в Древнем Египте ароматических веществ животного происхождения (главными из которых являются амбра, цибет и мускус). Поэтому, помимо благовоний, изготовлявшихся из уже упомянутых нами растений, в качестве душистых веществ здесь могли употребляться лишь такие растительные продукты, как смолы и тумми-смолы, о применении которых для придания аромата жирам и маслам имеются некоторые конкретные данные, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Мы уже
приводили слова Феофраста о том, что в состав одного
из египетских умащений входила мирра, а также
упоминание Диоскурида о мирре, гальбане
и смоле как составных частях какого-то притирания и его же утверждение о том,
что притирание из Мендеса содержало мирру и смолу.
Отмечалось также сообщение Плиния о том, что в состав мендесского
притирания входили смола, скипидарная смола, мирра и гальбан.
К этому можно прибавить некоторые данные, полученные из египетских хроник и
гробниц. В хрониках, как правило, не имеется указаний на то, что так часто
упоминаемые в них масла, жиры и умащения были благовонными (обычно мы не
находим в них описания примененного материала, а лишь сообщение о назначении
того или иного препарата). Однако известно несколько исключений. Например, в
одном месте говорится о «запахе притираний» 4 в двух
1 Plin., Nat. Hist., XXIII, 46.
2 См. стр. 475.
3 Р. Е. N е w b е г г у, in Hawara,
Biahmu and Arsinoe, W. M.
F. Petrie, p. 50.
4 A. E r m a n, op.
cit,, p. 156.
-160-
других местах — о «душистом масле из камедей» 1 и еще в двух — об «умащении из камедей»2. Камеди не имеют запаха, но, как известно, даже в наши дни смолы и гумми-смолы неправильно обобщаются под названием камедей; поэтому приведенные цитаты наводят на мысль, что масла и притирания, о которых идет речь, могли содержать ароматические смолы или гумми-смолы.
Данные из
гробниц оставляют желать много лучшего, но все же конкретные факты постепенно
накапливаются. В могилах часто находят жировые вещества, нередко обладающие
сильным запахом3,4,5, но, вероятно, во всех случаях этот запах является
благоприобретенным и его никак нельзя назвать благовонием. Во всех известных
мне случаях запах был следствием химических
превращений в жире и напоминал запах прогорклого кокосового масла, а
иногда валериановой кислоты 6. Лишь несколько образцов этого
жирового вещества было подвергнуто анализу, и мы не имеем очевидных
доказательств, что они являлись косметическими препаратами, хотя в одном
случае это весьма вероятно. Иногда жировое вещество состоит в значительной
части из пальмитиновой и стеариновой кислот7,8,9;
они, вероятно, первоначально представляли собой животный жир. В четырех
исследованных мною образцах жиры оказались смешанными с каким-то твердым
веществом 10,11, природу которого установить не удалось; однако
возможно, что в
одном случае это
был
1 J.
H. Breasted, op. cit., IV, 497, 498.
2 J. H. Breasted, op. cit., IV, 476, 477.
3 W. M. F. Petrie, The
Royal Tombs, I, p. 14.
4 G. A. Wain wright, Balabish, p. 14.
5 W. M. F. Petrie and
J. E. Q u i b e 1 1,
Naqada and Ballas,
PP- 27, 39, 40.
7 A. Lucas,
in The Tomb
of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, II, Appendix, II, pp. 176, 177.
8 W.
M. F.
Petrie and
J. E.
Q u i b e 11, Naqada and Ballas, P. 39.
9 A. C. Chapman and H.
J. P 1 e n d e r 1 e i t h,
Examination оf an
Ancient Egyptian (Tut-ankh-Amen) Cosmetic, in (a) Journ. Chem. Soc, CXXIX (1926),
pp. 2614—2619; in
(b) The Tomb
of Tut-.Ankh-Amen, Howard Carter, II,
Appendix IV, pp. 206—210.
_
11 В число этих образцов входит один,
исследованный Чэпме-ном и Плендерлитом;
но этот же образец был до них исследован мною вместе с тремя другими сходными с
ним образцами.
-161-
бальзам1. Согласно Плинию2, римские парфюмеры его времени (а поэтому, возможно, и египетские парфюмеры) считали, что смола и камедь, добавленные к косметическому препарату, способствуют стойкости аромата. Таким образом, упомянутое твердое вещество могло быть не душистой смолой или гумми-смолой, прибавленной к жиру для аромата, а смолой или камедью, не обладающей запахом и добавленной лишь для придания большей стойкости аромату, полученному из другого источника. Го-уленд подверг анализу пять весьма похожих друг на друга образчиков вещества, взятых из разных отделений туалетного ларца неизвестной даты, и пришел к заключению, что вещество состояло из пчелиного воска, смешанного с ароматической смолой и небольшим количеством растительного масла 3.
Диоскурид писал, что египтяне употребляли в качестве ароматического вещества корень ириса4. Он говорит также, что в одной из долин Иудеи (долина Иордана) и в Египте произрастал Balsamon (Balsamodendron opobalsamum) 5. Речь идет, по-видимому, о современном мекка-бальзаме, получаемом из Balsamodendron gileadense Kth., но маловероятно, что это растение когда-либо произрастало в Египте. Однако, по словам Швейнфурта, оно произрастало в южной Нубии6. Употреблявшееся в Древнем Египте благовонное курение Kyphi, о котором так много писали, было весьма сложного состава: Плутарх говорит 7, что оно состояло из шестнадцати ингредиентов, Диоскурид же 8 насчитывает только десять. Некоторые ингредиенты до сих пор не установлены.
Ретте
исследовал пять образчиков предполагаемых ароматических веществ неизвестной
даты и нашел, что они представляют собою смесь всех или большинства следующих
веществ: стиракса, ладана, мирры, скипидарной
1 А. С.
Chapman and H. J.
Plenderleith, Examination of an
Ancient Egyptian (Tut-ankh-Amen) Cosmetic,
in (a) Journ.
Chem. Soc, CXXIX (1926), pp. 2614—2619; in (b) The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard
Carter, II, Appendix IV,
pp. 206—210.
2 Plin., Nat. Hist., XIII, 2.
3 W. Gowland, Proc.
Bibl.
Arch., XX (1898),
pp. 268—269.
4 Dioscor., I, 1.
5 Dioscor., I, 18.
6 G. A. Wa in wright,
Balabish, p. 14, n.
2.
7 Plut., Isis and Osiris, French transl. by M. Meunier, pp. 52,
81.
8 Dioscor., I, 24.
-162-
смолы,
смешанного с душистым веществом лавзонии битума из
Иудеи, ароматического растительного вещества, смешанного с пальмовым вином или
экстрактом некоторых плодов (таких, как кассия или тамаринд), и виноградного
вина 1. Эти анализы были сделаны на очень маленьких количествах
вещества (от 0,498 до
Благовонные курения
Поскольку слово incense — благовонные курения (от латинского incendere — жечь, зажигать) — имеет тот же смысл, что и слово perfume — ароматическое вещество, обозначающее буквально аромат, поднимающийся с дымом (per fumum), образующимся при сжигании какого-нибудь благовонного вещества, — нельзя не включить в описание древнеегипетских ароматических веществ благовонные курения.
Нет никакого
сомнения, что благовонные курения были в употреблении в Древнем Египте. Как
курения 4,5, так и кадильницы6
упоминаются в
древних текстах.
1 L. R e u 11 е г, Analyses des parfums egyptiens, in Annales du Service, XIII (1914), pp. 49—78.
2 См. стр. 466—467.
3 См. стр. 488—489.
4 J. H. Breasted, op.
cit., V (Index),
p. 134.
5 A.
Erman, op. cit., pp. 28, 33, 34, 40, 91, 102,
103, 105 133, 209,
235, 239, 247,
287, 293.
6 J. H. Breasted, op.
cit., V (Index), p. 113.
-163-
Воскурение изображено в иллюстрациях к Книге Мертвых, и это одна из самых распространенных тем в стенной росписи храмов и гробниц. Благовонные курения 1,2,3 и кадильницы4,5,6,7,8,9 встречаются в гробницах.
Когда
благовонные курения впервые появились в Египте — не известно, но древнейшие
письменные свидетельства по этому поводу относятся к V10 и VI11 династиям,
и найденная недавно кадильница также датируется V династией12. Древнейший известный мне образец
курительного вещества, не вызывающий сомнений, относится к эпохе XVIII династии. Это вещество имело вид маленьких шариков, очень
похожих на те, которые мы так часто видим в росписи монументальных памятников 13.
Курительные вещества птолемеевского периода,
найденные Рейснером в гробницах жрецов в Филэ, имели форму шариков и кружочков 14.
Имеется сообщение, что среди предметов, заложенных в основании гробницы Ях-моса I, находились курительные вещества 15, но были ли они
найдены в сыром виде или в виде готового препарата,
1 Е. R.
Ayrton, С.
Т. Currelly and A. E. P. Wei gall,
2 A.
Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter,
II, Appendix II, p. 184; III, Appendix II, p. 181.
3 Q. A. Reisner, Arch. Survey of
4 G. В run ton,
(a) Qau and Badari, I, p. 35; (b) Qau and Badari, II, p. 6; PI.
LXXXVIII, 98d.
5 G. A R e i s n e r, op.
cit., pp. 78, 82, 83, 85, 86,
87, 89, 90. 91, 92.
6 С. М. Firth, Arch. Survey of
7 W. M.
F. Petrie. Dendereh, p. 34.
8H.
10 J. H.
Breasted, op. cit,
I, 161.
11 J. H.
Breasted, op. cit, 336, 369.
12 H.
15 E. R. Ayrton, С. Т. Currelly and A. E. P. W e i g a 1 I,
-164-
как в вышеупомянутом случае, — не известно. По описанию, эти благовонные курения имели вид «кусков», и гораздо вероятнее, что это была темно-коричневая смола, куски которой так часто встречаются в могилах, особенно раннего периода, вполне возможно, что она употреблялась в качестве благовонного курения, но все же мы не можем быть твердо уверены в этом. В одном из музеев в Королевском ботаническом саду в Кью 1 хранятся два маленьких шарика благовонных веществ из могильника греко-римского периода в Хавара.
Наиболее
известными и важнейшими благовонными курениями являются аравийский ладан и
мирра, к описанию которых мы и переходим.
Аравийский ладан (Otibanum)
Аравийский
ладан с древнейших времен считался и до сих пор считается основным материалом
для воскурений. Это ароматная гумми-смола, встречающаяся в виде больших
застывших капель (слез) светлого желтовато-коричневого цвета, но наиболее
чистые разновидности ладана почти бесцветны или имеют слегка зеленоватый
оттенок2. В свежем виде ладан
полупрозрачен, но после перевозки (которая неизбежна в процессе торговли) он
покрывается своей собственной мельчайшей пылью, образующейся от трения кусков
между собой, и поверхность его становится полуматовой. Большая часть остальных
материалов для благовонных курений имеет более определенную окраску. Многие из
них темно-желтого, темного желтовато-красного или желтовато-коричневого цвета;
в нескольких случаях они имеют серую или черную окраску. Поэтому упоминаемое в
папирусе Гарриса3 (XII династия) благовонное курение белого цвета было, вероятнее всего,
аравийским ладаном, так как его цвет более приближается к белому, чем цвет всех
других курительных веществ. Плиний считает, что белый цвет
был одним из тех признаков, по которым определяли ладан хорошего качества (лат. Thus) 4. Название ладана на
1 Музей № 1, № 155/1888.
2Bertram Thomas, Arabia Felix, p. 122; R.
H. К i e г n a
n, ine Unveiling of
3 J. H. Breasted, op.
cit., IV, 233, 239, 299, 344, 376
4 Plin., Nat. Hist., XII, 32.
-165-
древнееврейском, греческом и арабском языках обозначает «молочно-белый».
Аравийский ладан является продуктом небольших деревьев из семейства Boswellia, растущих главным образом в Сомали и Южной Аравии. Но одна из разновидностей ладана добывается из дерева Commipfora peduncu-lata, растущего в восточном Судане близ Галлабата 1 и в соседних с ним областях Абиссинии. Поэтому сообщения древних надписей о том, что Египет в эпоху VI династии 2 получал благовонные курения от племен негров, а в эпоху XVIII3 и XX4 династий — из Пунта, не противоречат тому, что. речь идет об аравийском ладане, поскольку Пунт (был ли это Сомали или Южная Аравия) является родиной ладана, племена же негров обитали к югу от Египта, и товары из Пунта или восточного Судана вполне могли переправляться в Египет через их страну. Даже благовонные курения, поступавшие в эпоху XVIII династии из Речену5, Джахи 6 и Нахарины 7, могли быть ладаном или по крайней мере включать ладан, так как товары из Южной Аравии без труда могли попадать в Западную Азию, хотя, конечно, не исключено, что это был какой-нибудь другой вид благовонных курений.
Плиний приводит слова царя Джубо о том, что дерево, дающее аравийский ладан (Thus), растет в Кармании и в Египте, «куда» (очевидно, имеется в виду Египет) его ввезли Птолемеи 8, но в другом месте 9 он пишет, что это ладанник, дающий средиземноморский ладан, что он произрастал первоначально в Кармании и что он был посажен по приказу Птолемеев и «в странах за Египтом».
Деревья,
привезенные из Пунта экспедицией, посланной царицей Хатшепсут, и изображенные на стенах ее погребального храма
в Дейр-эль-Бахри, Брэстед 10
назы-
1 Образцы для исследования были присланы мне из Галлабата. Подобные же образцы имеются в музее Имперского института в Лондоне.
2 J. H.
Breasted, op. cit.,
I, 336, 369.
3 J. H. Breasted, op.
cit., II, 265.
4 J. H.
Breasted, op. cit., IV, 130.
5 J. H. Breasted, op.
cit., II, 447, 472, 473, 491, 518, 525, 616.
6 J. H.
Breasted, op.
cit., If, 462,
509, 510, 519
7 J. H. Breasted, op. cit., II, 482. 8 Plin., Nat. Hist., XII, 31.
9 Plin., Nat. Hist., XII, 37. 10 J. H.
Breasted, op. cit., II, 264, 265, 272, 288.
-166-
вает миррой, Невилль1 — аравийским ладаном, а Шофф 2 — Boswellia Carteri, ладаноносным деревом из Дхофара в Южной Аравии. Изображения приблизительно тридцати деревьев до сих пор видны на стенах храма. Деревья изображены в двух видах: одни — с густой листвой, другие — совершенно голые. Никаких указаний на то, изображены ли здесь деревья разных пород или одной породы в разное время года, не имеется. Так или иначе, но и те и другие деревья изображены в такой условной манере, что установить их породу невозможно. Шофф интересуется только деревьями с листвой (обычно только их и копируют), совершенно игнорируя голые деревья, и говорит, что деревья с такой богатой листвой не могут изображать ни «голой, колючей, трилистной, но фактически почти безлистной мирры, ни почти безлистных разновидностей сомалийского ладана». Однако возможно, что голые деревья изображают именно одну из этих пород.
В римский период среди предметов ввоза в Египет, облагавшихся пошлиной, был ладан 3 (как африканский, так и аравийский). Плиний4 говорит, что ладан подготовляли к продаже (вероятно, чистили и сортировали) в Александрии.
Лейн пишет 5, что в его время египтянки жевали ладан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным. Этот обычай сохранился до сих пор.
Я исследовал
уже упоминавшееся благовонное курение из гробницы Тутанхамона и считаю вполне
возможным, что это был аравийский ладан. Вещество это имеет
светлую желтовато-коричневую окраску; оно ломко, немного напоминает по
внешнему виду смолу, горит дымным пламенем, имеет приятный ароматный запах и
растворимо в жидкости, состоящей приблизительно из 80% спирта и 20% воды; оно,
очевидно, представляет собой какую-то гумми-смолу и не может быть ни
средиземноморским ла-Даном, ни мекка-бальзамом,
ни стираксом. Цвет вещества не похож на обычный цвет мирры, бделлия
или гальбана.
1 Е. N a v i 11 е, The Temple of Deir el-Bahari, III,
p. 12. 2
H. S с h о f f, примечания к The Periplus of the
3 H. Schoff, op. cit., p. 289.
4 Plin.,
Nat. Hist., XII, 32.
-167-
Я полагаю, что
все это вместе взятое позволяет считать это вещество толченым и скатанным в
шарики аравийским ладаном 1.
Мирра2
Мирра, как и аравийский ладан, является пахучей гумми-смолой и добывается в тех же странах, что и аравийский ладан: в Сомали и в Южной Аравии. Мирра является продуктом различных видов Balsamodendron Commiphora и встречается в виде скоплений желтовато-красных склеившихся капель, часто покрытых своей собственной мелкой пылью. Мирра никогда не бывает ни белой, ни зеленой и, таким образом, не может быть теми белыми3 или зелеными4 курениями, о которых говорится в древних письменных памятниках. В переводе этих памятников, изданном Брэстедом, говорится, что мирру привозили из Пунта (во времена V5, XI6, XVIII7, XX8 и XXV9 династий) и из Генебтиу 10 (XVIII династия), что соответствует ее современному ареалу. Даже получение мирры из Речену11 в Западной Азии (XVIII династия) вполне вероятно, поскольку она могла попадать в Речену из Аравии.
Мы уже
цитировали Феофраста, Диоскурида
и Плиния, утверждающих, что мирра входила в состав некоторых египетских
притираний. Плутарх же отмечает употребление мирры в Египте в качестве
благовонного курения 12. В одном позднем папирусе (257 год до н. э.) упоминается мендесская
мирра в маленьких свинцовых сосудах 13.
1 A.
Lucas, in The Tomb of Tut-ankh-Amen, Howard Carter, III, Appendix
II, pp. 181 — 182.
2 См. также A. Lucas, Journal of Egyptian Archaeology, XXIII
(1937), pp. 27—33.
3 J. H. Breasted, op. cit., IV, 233, 239, 299, 344, 376. * J.
H. В r
e a s t e d, op. cit., II, 572.
5 J. H
Breasted, op. cit., I, 161.
6 J. H.
Breasted, op. cit., I, 429.
7 J.
H. Breasted, op. cit., II, 265, 274, 276, 277, 321, 486.
8 J. H. Breasted, op.
cit, IV, 130, 210, 407. 9 J. H. Breasted, op.
cit., IV, 929.
10 J. H.
Breasted, op. cit, II, 474.
11 J. H.
Breasted, op. cit.,
II, 491.
12 Plut., Isis and Osiris, French transl., M. Meunier, p. 164.
-168-
Ретте обнаружил мирру в древнеегипетских ароматических веществах неизвестного периода 1. Исследованные мною образцы гумми-смол от некоторых мумий царей и жрецов XVIII, XIX, XX и XXI династий, вероятно, также были миррой2. В одном случае это определение было подтверждено Лонуа 3.
Кроме аравийского ладана и мирры, имеется очень мало веществ,
которые могут быть использованы в качестве благовонных курений, а в Древнем
Египте их, по-видимому, было еще меньше, поскольку такие материалы, как бензоин
и камфара с Дальнего Востока, и употреблявшиеся в более ранние периоды
аналогичные продукты индийского происхождения были тогда, вероятно, еще недоступны. Всякого рода догадки и рассуждения по
поводу того, какими еще благовонными курениями пользовались древние египтяне,
бесплодны и могут лишь привести к неправильным выводам. Мы будем говорить
только о тех веществах, в отношении употребления которых в Египте имеется
некоторая доля вероятности. В их число входят гальбан,
средиземноморский ладан и стиракс, к описанию которых
мы и переходим.
Гальбан
Гальбан
представляет собою душистую гумми-смолу, встречающуюся обычно в виде больших
скоплений застывших капель. Он бывает различных оттенков — от светлого коричневато-желтого до темно-коричневого, часто с
зеленоватым отливом. Он имеет вид жирного вещества и иногда бывает пластичным,
хотя обычно тверд. Родина гальбана — Иран; он
является продуктом различных видов зонтичного растения Peucedanum, важнейшим
из которых является P. galbaniflorum. Это
единственный известный мне вид благовонного курения зеленого цвета, кроме
аравийского ладана, который в свежесобранном
1 L. R e u 11 e r, Analyses des parfums egyptiens, in Annales du Service, XIII (1914), pp. 49-78.
2 A. Lucas,
Preservative Materials used by the Ancient Egyptians in Embalming, pp. 26—29.
3 R. Pflister Nouveaux textiles
de Palmyre (1937), p. 10.
-169-
состоянии
имеет зеленый цвет 1 и иногда даже в продаже сохраняет слегка зеленоватый
оттенок. Поскольку гальбан мог без труда доставляться
в Египет из Персии, то вполне вероятно, что он и был тем благовонным курением
зеленого цвета, о котором упоминается в письменных документах эпохи XVIII династии2. Согласно
Диоскуриду3 и Плинию 4, гальбан
был одной из составных частей мендесского притирания,
а в Библии о нем говорится как об одном из компонентов древнееврейского
благовонного курения 5. Нет никаких сообщений о находках гальбана в древнеегипетских могилах.
Средиземноморский
ладан
В противоположность другим описанным нами благовонным курениям средиземноморский ладан является не гумми-смолой, а настоящей смолой. Обычно в продаже он встречается в виде аморфных масс темно-коричневого или черного вещества, часто вязкого или легко размягчающегося в руках. Он естественно выделяется на листьях и ветках различных видов ладанника (Cistus), растущего в Малой Азии, на Крите, на Кипре, в Греции, Палестине, Испании и других районах Средиземноморья, но не встречающегося в настоящее время в Египте. Плиний пишет6, что Птолемеи ввели ладанник «в странах за Египтом», но значение этих слов не ясно 7.
Ньюберри
недавно высказал мысль8, что древние египтяне знали
средиземноморский ладан еще в эпоху I династии. Чисто теоретически это вполне возможно, поскольку ладана
было очень много в средиземноморских странах, с которыми Египет вел торговлю и
из которых он легко мог его получать, если не имел своего собственного. Но
конкретных свидетельств в пользу этого предположения не имеется. Древнейшим
известным мне письменным
источником, упоминающим об
употреблении
1 Bertram Thomas,
2 J. H.
Breasted, op. cit, II, 572.
3 Dioscor., I, 71.
4 Plin., Nat Hist., XIII, 2. 5 Библия, Исход, XXX, 34.
6 Plin., Nat. Hist.,
XII, 37.
7 См. стр. 166.
8 P. E. Newberry, in Journal
of Egyptian Archaeology, XV (1929), p. 94.
-170-
Египте средиземноморского ладана, является Библий, где в одном месте говорится о купцах, везущих ладан в Египет из Галаада1, а в другом — о том, что Иаков посылал средиземноморский ладан в Египет в подарок своему сыну Иосифу2. Эти сообщения относятся, вероятно, к эпохе не ранее X в. до н. э., а может быть, даже и к более позднему времени, вплоть до VIII в. до н. э. Попутно отметим, что если ладан приходилось посылать из Палестины, то это должно обозначать, что его в Египте либо не было совсем, либо было очень мало. Следующим, в хронологическом порядке, сохранившимся до нас сообщением является уже цитированное нами место из Плиния (I в. н. э.). Лейн утверждает, что в его время среди египетских женщин был очень распространен обычай жевать ладан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным 3.
Насколько мне известно, древний средиземноморский ладан был найден в Египте только один раз в Фаррасе близ Вади-Хальфа в виде коптского благовонного курения VII в. н. э. Несколько лет назад я сделал анализ этого вещества и опубликовал полученные результаты4. Это была ароматная черная смола, содержавшая 31% минерального вещества. Вероятно, это действительно был средиземноморский ладан. Исследованный для сравнения образчик настоящего высококачественного средиземноморского ладана содержал 80% смолистого вещества и 20% вещества, не растворявшегося в спирте.
Стиракс
Стиракс (Styrax, или Storax) — это
бальзам, добываемый из дерева Liquidambar orientalis, принадлежащего к отряду Hamamelideae, распространенному
в Малой Азии. Он имеет вид мутной вязкой сероватой жидкости с запахом
бензоина и принадлежит к группе веществ, главной отличительной чертой которых
является содержание коричной или бензойной кислоты; стиракс содержит первую
из них. Одно
время стираксом
1 Библия, книга «Бытия», XXXVII, 25.
2 Библия, книга «Бытия», XLIII, 11.
3 Е. W. L а п е, op. cit., p. 194.
4 A.
Lucas, Preservative Materials used by the Ancient Egyptians in
Embalming, pp. 31—32.
-171-
называли
твердую смолу, добываемую из Styraxofficinalis и несколько напоминающую бензоин. Ретте
обнаружил стиракс среди материалов, употреблявшихся для бальзамирования 1
египетских мумий, и в древнеегипетских ароматических веществах2 (к сожалению, и те и другие не датированы). Нет
никаких доказательств того, что «гуммистиракс
(современный стиракс)... добывался из деревьев в Верхнем Египте», — пишет
Ростовцев3. Эдгар 4 же утверждает, что слово,
переведенное Ростовцевым как стиракс, в действительности должно читаться как
«растительный сок», и говорит, что замечания Ростовцева по поводу этого слова
основаны на неправильном его толковании.
Другие
благовонные курения
Время от
времени я подвергал анализу различные вещества древнеегипетского
происхождения, относительно которых предполагали, что они употреблялись в
качестве благовонных курений. Привожу их описание. Одним из таких материалов
было коптское благовонное курение, относящееся к тому же времени и найденное в
том же месте, что и упомянутый выше средиземноморский ладан. Однако это
вещество сильно отличалось от ладана: оно состояло из темных красновато-коричневых
кусочков неправильной формы, просвечивающих при свежем изломе, очень
напоминающих по виду смолу и обладающих приятным запахом. Анализ показал, что
оно было настоящей смолой в отличие от гумми-смол и поэтому не могло быть
аравийским ладаном, миррой, гальбаном или стираксом;
от средиземноморского ладана оно отличалось своим цветом. Определить это
вещество не удалось5. Образчик вещества, найденного Легрэном в Карнаке, был тускл и
непрозрачен. Анализ показал, что это настоящая смола, смешанная с известковой
пылью (76 %). Хотя Ле-
1 L. R e u 11 e r, De
Pembaumement
avant et apres
Jesus-Christ, pp. 49, 59.
2 L. R e u 11 e r,'
Analyses de parfums
egyptiens, in Annales
du Service, XIII
(1914), pp. 49—78.
3M. Rostovtzeff,
A Large Estate in
4 С. С Edgar, Zenon Papyri, III, № 59368, p. 113.
-172-
грэн описывает это вещество как благовонное курение, я полагаю, что это был какой-то связующий материал, вроде найденного несколькими годами позднее Пийе в Карнаке 1 и Монтэ в Танисе2.
В гробнице
Тутанхамона была найдена смесь смолы (или гумми-смолы) с натроном
(природной содой), которая могла быть благовонным курением, поскольку природная
сода употреблялась иногда с благовониями3. Смола (или гумми-смола —
определить это не удалось, так как количество полученного материала было слишком
мало) была в форме очень маленьких капель и палочек. Палочки длиною от 2 до
Мы уже говорили
о том, ,что аравийский ладан встречается в Судане. Но
там же имеются и другие вещества, которые могли использоваться в качестве
благовонных курений, хотя не известно, применялись ли они для этой цели. Я
подверг анализу два из них, а именно смолу га-фал, добываемую, как говорят, из
дерева Balsamodendron africanum, и продукт дерева Gardenia Thunbergia. Смола гафал
обычно имеет вид полупрозрачной бесформенной массы желтоватого, светло-коричневого
или темно-коричневого цвета, весьма напоминающей смолу. Продукт Gardenia Thunbergia был также представлен в виде кусков неправильной формы, но
он мало походил на смолу гафал. Цвет этих кусков был
различен — от желтовато-коричневого до черного;
вещество было совершенно непрозрачно. Оба вещества представляют собою душистые
гумми-смолы и, по-видимому, были вполне подходящим материалом для благовонных
курений.
1 М. Pi Met, Annales du Service, XXIV (1924), pp. 64—65.
2 P. M о n t e t, Decouverte d'une necropole royale a
3 (a) British Museum Introductory Guide to the Egyptian Collections, 1930, p. 5; (b) E. A. W a 11 i s Budge, The Literature of the Ancient Egyptians, 1914, pp. 14, 38, 218.
4 A. L uc a s, in The Tomb of Tut-ankh-Amen,
Howard Carter, III, Appendix II,
p. 181.
-173-
Как уже упоминалось, смола очень часто встречается в египетских гробницах всех периодов. Смолу постоянно клали в могилы бадарииского и додинастического периодов, то есть задолго до изобретения бальзамирования, а также в ранние династические погребения в тех случаях, когда трупы не были бальзамированы либо потому, что бальзамирование было еще не известно, либо потому, что оно не было еще широко распространено.
Эта смола во всех случаях оказалась настоящей смолой в отличие от таких гумми-смол, как аравийский ладан и мирра. Последние являлись продуктами стран более южных и жарких, чем Египет, между тем как большая часть настоящих смол и, вероятно, все смолы, о которых здесь идет речь, добываются либо из хвойных деревьев (кедр, сосна, ель и пихта), либо из различных видов Pistacia (главным образом P. terebinthus), растущих в более холодных странах севернее Египта. Если учесть древние связи Египта с Западной Азией, где таких деревьев очень много, то становится вполне вероятным, что именно Западная Азия могла служить для Египта источником получения этих смол.
Эти смолы,
многие из которых внешне почти неотличимы друг от друга, обычно не имеют
запаха, хотя отдельные образцы душисты. Как правило, они непрозрачны и имеют
снаружи тускло-коричневую окраску; но внутри они имеют более чистый цвет и смолообразную структуру. Анализы этих смол дают сходные
результаты: вероятно, все они, за немногими исключениями, принадлежат к одному
виду, ботанический источник которого не удается установить. Так
как все образцы этих смол относятся ко времени до начала бальзамирования и до
применения смолы в качестве лака, связующего вещества и сырья для изготовления
различных украшений и других предметов 1 (если не считать
отдельных мелких бусин, сохранившихся до нас от додинастической
эпохи) 2, то наиболее вероятно, что эти смолы употреблялись в
качестве благовонных курений, тем более что мы не имеем никаких
свидетельств об употреблении до династической эпохи
1 См. стр. 586, где приводится список предметов из смолы, найденных в гробнице Тутанхамона.
2 Е. P. Ayr ton and W. I. S. L о a t, The Predinastic Cemetery of El Mahasna,
pp. 11, 17, 27, 31.
-174-
аравийского
ладана и мирры. Однако, как правило, запах, получающийся при сжигании такой
смолы, по современным понятиям, не ароматен и напоминает запах горящего лака,
хотя иногда попадаются образчики с ароматным запахом1 Если эти вещества служили в качестве курений, то они были
предшественниками значительно более приятных по запаху и, вероятно, гораздо
более редких и дорогих материалов — аравийского ладана и мирры. Если же нет — то тогда почти полное отсутствие в могилах одного из
наиболее широко употреблявшихся в религии и магии Древнего Египта вещества
остается неразрешенной загадкой. Возможно также, что даже после того,
как Мирра и аравийский ладан стали уже известны, они употреблялись лишь в исключительных
случаях ввиду их редкости и дорогой цены. Для обычных
же целей и среди более бедных людей применялись более доступные и более дешевые
вещества. Этим можно было бы объяснить присутствие коричневой смолы в могилах
всех периодов и сословий. Обсуждение вопроса о ботанических источниках этих
смол мы отложим до рассмотрения истинных смол, применявшихся в более позднюю
эпоху, преимущественно в связи с бальзамированием2.
Ароматические
породы дерева
В связи с ароматными веществами и благовонными курениями следует упомянуть об употреблении в Древнем Египте ароматических пород дерева.
В гробнице Тутанхамона был найден маленький краснокерамиковый кувшин с нарезанными кусками стеблей какого-то растения; на кувшине была надпись: «ароматическое вещество», или «вещество, употребляющееся для придания аромата» 3.
Уинлок
сообщает о «маленьких щепочках дерева, которое, без сомнения, когда-то было
ароматным», датируемых эпохой XI династии из
Эль-Лахуна4. Он же
1 Юр (цитата в J. G. Wilkinson and S. Birch, The Ancien Egyptians, 1879, III, pp. 398—390) исследовал два образчика смоль оба они растворялись в спирте и только один — в скипидаре. ,
2 См. стр. 489 и сл.
3 Перевод д-ра Черни.
4 Н. Е. W i n 1 о с k, The Treasure
of El-Lahun, p. 67.
-175-
нашел в Фивах относящиеся к тому же времени «маленькие палочки благовонного дерева, служившего в качестве ароматического вещества» 1.
Происхождение
этого ароматического дерева не известно, но мы знаем, что деревья с душистой
древесиной растут в Восточной Африке (Уганда и Кения) 2.
_________
1 Н. Е Win lock, Bull. Met.
Mas.
of/
2 С R. Me tсaIf e, Bull,
of Misc. Information,
№ 1, 1933,
-176-